Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 14.11.2022 по 21.11.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Закон № 44-ФЗ: обзор изменений с 2023 года  В 2023 г. предусмотрено поэтапное внесение изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ: в январе, апреле и июле. Лектор рассмотрит основные новеллы каждой из редакций и разъяснит новые формулировки закона.

Лектор: Рыжова Надежда Борисовна, руководитель учебно-методического центра ЗАО «Сбербанк-АСТ», эксперт в области методического и правового сопровождения в сфере регулируемых закупок, автор обучающих курсов и методик

Продолжительность лекции — 23:16 мин.

Видеосеминар: Закон № 44-ФЗ: обзор изменений с 2023 года

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

Подготовлен новый Обзор: «Медицинские госзакупки: интересные примеры из практики за 2022 год»
Требовать ли регистрационное удостоверение на дозаторы? Отклонять ли заявку, если сведения о товаре не совпали с реестром медизделий? Применять ли нацрежим при закупке работ по изготовлению медизделия? Можно ли по-особому описать объект закупки с учетом специфики его использования? Подробнее в обзоре. Обзор: «Медицинские госзакупки: интересные примеры из практики за 2022 год» (КонсультантПлюс, 2022)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Планируется внести изменения в ряд актов Правительства по вопросам госзакупок Проектом постановления предусматривается, в частности, следующее:

— исключается требование о достижении заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с постановлением Правительства от 6 марта 2022 года N 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», отдельного минимального объема закупок, участниками которых являются только субъекты МСП (в настоящее время такой объем составляет 20 процентов от годового объема договоров);

— действие положений пункта 1.1 постановления Правительства от 19 декабря 2013 года N 1186 о предельном размере цены контракта, при достижении или превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены, распространяется на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр.

Кроме этого, предлагаемыми изменениями ряд актов Правительства приводится в соответствие с действующим законодательством в сфере закупок.

Проект Постановления Правительства РФ «Об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Перейти к документу

Утвердили документы для реализации программ подготовки компетентных поставщиков по Закону N 223-ФЗ Определили правила, по которым корпорация развития МСП будет проводить мониторинг реализации программ. В частности, ей дали право запрашивать документы у заказчиков, если они не представят их в установленные законом сроки. Представить документы нужно не позднее 7 рабочих дней со дня получения запроса.

Установили, что при неисполнении участником обязательств по соглашению о мерах поддержки заказчик должен передать корпорации сведения:

  • о полном наименовании и ИНН участника;
  • наименовании и реквизитах программы;
  • основаниях считать обязательства неисполненными с подтверждающими документами.

Напомним, данные нужно направить в течение 30 календарных дней со дня окончания срока исполнения обязательств.

При обоснованности данных корпорация включит их в реестр участников, нарушивших обязательства. Отказ последует, если участник документально подтвердит, что принял меры для исполнения обязательств или не смог их выполнить из-за форс-мажора.

Информацию исключат из реестра через два года со дня ее включения туда, а также после исключения участника из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, его ликвидации или прекращении им деятельности.

Новшества вступили в силу 12 ноября.

Постановление Правительства РФ от 10.11.2022 N 2029 «О порядке проведения акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» мониторинга реализации программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров (работ, услуг), порядке ведения реестра таких программ, а также порядке ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — участников программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров (работ, услуг), не исполнивших своих обязательств перед заказчиком»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Кассация: с банка можно взыскать комиссию за выдачу гарантии, если госзаказчик ее не принял Заказчик отклонил гарантию, поскольку она не отвечала извещению и закону. Победителя признали уклонившимся, но сведения в РНП не включили. В действиях заказчика нарушений не нашли.

Победитель потребовал вернуть комиссию за выдачу гарантии, но банк отказал.

Три инстанции деньги взыскали:

  • банк, как профессионал, должен знать об обязательных требованиях к гарантии. То, что победитель согласовал ее текст, не освобождает от ответственности за некачественную услугу;
  • между действиями банка и убытками победителя есть причинная связь. Победитель понес расходы, чтобы предоставить обеспечение, заключить контракт и получить по нему оплату. За счет нее тот планировал среди прочего компенсировать комиссию за гарантию, но не смог, поскольку не вступил в правоотношения с заказчиком по вине банка.

В практике есть пример, когда суды в похожем споре не взыскали с банка комиссию, так как именно победитель обязан проверять текст гарантии перед тем, как направлять заказчику. Позицию поддержал и ВС РФ. Однако в другом своем решении он согласился, что нельзя удерживать комиссию за выдачу гарантии, если она не отвечает закону.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2022 N Ф06-24104/2022 по делу N А65-3027/2022

Документ включен в информационный банк:
— АС Поволжского округа

Казначейство назвало самые частые ошибки при региональных госзакупках в I полугодии 2022 года Ведомство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за I полугодие 2022 года. В их числе ошибки при региональных закупках.

Большинство из них заказчики допустили при исполнении контракта, например:

  • уменьшили цену контракта более чем на 10%;
  • приняли товары, работы, услуги, которые не отвечали условиям контракта;
  • не привлекали контрагента к ответственности за нарушение условий контракта;
  • опоздали оплатить товары, работы, услуги;
  • не использовали закупленную продукцию в заявленных целях.

Отметим, недавно ведомство также перечислило недостатки при закупках для федеральных нужд за I полугодие 2022 года. В их числе ошибки из-за применения неверной ценовой информации для определения НМЦК. Для расчета цены методом анализа рынка использовали, например:

  • данные из неисполненных контрактов (брали информацию по контрактам, которые к моменту определения НМЦК не исполнили или расторгли по вине контрагента);
  • сведения о неидентичных или неоднородных товарах по сравнению с теми, что планировали закупить (при расчете цены на поставку МФУ запросы направляли в организации, которые не поставляют).

Выявили нарушения и при исполнении контракта. Так, заказчики приняли и оплатили:

  • некачественные работы (работы по нанесению огнезащитного состава на металлические конструкции не обеспечили стопроцентную укрываемость конструкции и др.);
  • расходные материалы с истекшим сроком годности (речь идет, в частности, о дезинфицирующих средствах для обработки медоборудования).
<Письмо> Казначейства России от 31.10.2022 N 07-04-05/21-27186 «О направлении Обзора недостатков и нарушений» (вместе с «Обзором недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации в 1 полугодии 2022 года»)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В извещение о госзакупке хотят включать информацию о наказании за антиконкурентные соглашения 15 ноября во втором чтении приняли проект в том числе о расширении перечня сведений для извещения о закупке.

В него предложили добавить предупреждение об административном и уголовном наказании за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете антиконкурентных действий и соглашений (п. 1 ст. 2 проекта).

Планируют, что новшества заработают с 1 января 2024 года (п. 2 ст. 3 проекта).

Проект Федерального закона N 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 15.11.2022)

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

Установлены предельные размеры обеспечения исполнения госконтрактов, условиями которых предусматривается выплата авансового платежа, подлежащего казначейскому сопровождению Согласно принятому постановлению размер обеспечения не может превышать:

20% начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер аванса, в случае если цена контракта составляет менее 1 млрд. рублей;

15% начальной (максимальной) цены, уменьшенной на размер аванса, в случае если такая цена составляет 1 млрд. рублей и более.

Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 N 2057 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Госзаказчик не содействовал подрядчику в работе — суды не взыскали неустойку за просрочку При подготовке проектной документации подрядчик выявил, что объем работ отличается от условий закупки. Он приостановил исполнение и попросил заказчика согласовать допработы или расторгнуть сделку по соглашению.

Заказчик посчитал, что допработы учли в контракте, и потребовал завершить проект. Акты на работы, которые выполнили по факту, не подписал. Позднее он обратился в суд, чтобы расторгнуть контракт и взыскать неустойку.

Три инстанции заказчика не поддержали:

  • подрядчик заранее сообщил заказчику о препятствиях, приостановил работы. Он принял все меры для надлежащего исполнения контракта и действовал добросовестно;
  • заказчик вовремя не решил вопросы, которые возникли у подрядчика. Это не позволило выполнить работы в срок. Поскольку последний не виноват в просрочке, оснований для неустойки нет.

В практике есть пример, когда суды тоже не взыскали с подрядчика неустойку за просрочку, поскольку тот пытался выполнить работы вовремя, но заказчик медленно реагировал на его запросы и затягивал сроки согласования нужных данных.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.11.2022 N Ф04-5445/2022 по делу N А45-2569/2022

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

С 1 января 2023 г. реестр РЭП пополнится сведениями об отнесении радиоэлектронной продукции к сфере искусственного интеллекта Данный реестр создан в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории России. Постановление Правительства РФ от 16.11.2022 N 2080 «О внесении изменения в пункт 4 Правил формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)