Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 24.10.2022 по 31.10.2022
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Планируют изменить списки товаров и правила применения нацрежима в госзакупках»
|
Среди прочего предложили уточнить перечни иностранных медизделий и промтоваров с ограничениями допуска. При закупках последних планируют ввести механизм «второй лишний». Список импортной продукции с запретом на допуск и условия его неприменения тоже хотят скорректировать. Подробнее в обзоре.
|
Обзор: «Планируют изменить списки товаров и правила применения нацрежима в госзакупках»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф) — Российское законодательство (базовая версия) -Нормативные документы |
|
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Предложили продлить ряд послаблений в госзакупках»
|
Среди прочего планируют изменить сроки действия антикризисных мер о праве заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Хотят также ввести новое основание для корректировки контрактов с едпоставщиком. Проект приняли в третьем чтении 27 октября. Подробнее в обзоре.
|
Обзор: «Предложили продлить ряд послаблений в госзакупках»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф) — Российское законодательство (базовая версия) -Нормативные документы |
|
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Ошибки при госзакупках у СМП и СОНКО: примеры из практики за 2020 — 2022 годы»
|
Госзаказчиков наказывали за проверку участников на наличие статуса СМП или СОНКО. Также контролеры увидели нарушение в том, что закупку услуг почтовой связи проводили среди таких субъектов. Подробнее об этих и других ситуациях в нашем обзоре.
|
Обзор: «Ошибки при госзакупках у СМП и СОНКО: примеры из практики за 2020 — 2022 годы»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф) — Российское законодательство (базовая версия) -Нормативные документы |
|
Госдума во втором чтении приняла законопроект, которым продлевается действие ряда антикризисных мер для поддержки заказчиков и участников госзакупок |
Документом до 31 декабря 2023 года продлевается возможность для Правительства РФ и региональных органов власти устанавливать иные, чем закреплены в законодательстве, случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для госнужд у единственного поставщика. Также Правительству РФ предлагается предоставить право до 31 декабря 2023 года устанавливать дополнительные случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме этого, законопроектом предусмотрено, в частности, следующее:
— до 1 января 2024 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий заключенного контракта, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения;
— до 31 декабря 2023 года на ряд федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им госучреждений и ГУП, на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий закупки для обеспечения нужд государственных органов, обеспечивающих деятельность Президента РФ, Правительства РФ, при осуществлении закупок не распространяются ограничения в части предельного размера годового объема таких закупок, составляющего 50 миллионов рублей;
— Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению перечня органов и госучреждений, которые смогут осуществлять закупки у единственного поставщика в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства;
— до 31 декабря 2023 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контрактов, заключенных в целях: выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства; реализации мер по осуществлению государственной охраны; оказания услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва и др.
|
Проект Федерального закона N 84812-8 | |
Суды: недостатки акта осмотра помогли подрядчику избежать гарантийного ремонта по госконтракту
|
Стороны заключили контракт на работы. Результат приняли и оплатили без замечаний. Позднее в работе выявили недостатки и составили акт осмотра с фотографиями. Поскольку подрядчик не устранил их по гарантии, заказчик удержал обеспечение, начислил пени и обратился в суд.
— заказчик не просил провести судебную экспертизу. Дефекты подтвердили только односторонним актом осмотра и фотографиями. То, что подрядчика приглашали на осмотр, не доказали;
— в акте указали общие сведения о недостатках. Из него не ясно, какие дефекты имел каждый объект работ;
— фотографии не отражали дату, время и место съемки. Нельзя определить, что объекты на изображениях находились на гарантийном содержании подрядчика.
Отметим, по общему правилу суды в таких спорах ссылаются на презумпцию вины подрядчика за недостатки работ в пределах гарантийного срока. Так, 19-й ААС и 18-й ААС обязали подрядчика устранить дефекты по гарантии, поскольку тот не доказал, что они возникли не по его вине, и не просил суд провести экспертизу.
|
Постановление АС Поволжского округа от 10.10.2022 по делу N А55-24475/2021
Документ включен в информационный банк: |
|
Заказчик по Закону N 223-ФЗ не направил договор единственному участнику — суд не нашел нарушений |
Аукцион признали несостоявшимся, поскольку к участию в закупке допустили только одного участника. Договор ему не направили.
Кассация не нашла нарушений:
— одна из причин в положении о закупке для признания тендера несостоявшимся — наличие единственной допущенной заявки;
— в положении о закупке и документации предусмотрели право, а не обязанность заключить договор с таким участником. Это обосновали тем, что организация закупочной деятельности должна быть экономически эффективной;
— по итогам конкурентной закупки сделку заключают с победителем, который в том числе предложил наиболее низкую цену путем снижения НМЦД. В данном случае тендер не состоялся, поэтому победителя не определяли;
— норма Закона N 223-ФЗ о заключении договора по итогам конкурентной закупки регулирует лишь порядок исчисления сроков для этого. Она не обязывает заключить сделку, если аукцион признали несостоявшимся и не определили победителя;
— действия заказчика нельзя признать незаконными, в том числе потому, что они обеспечивали развитие добросовестной конкуренции. Так, он мог провести повторную закупку;
— из-за наличия лишь одной допущенной заявки экономии денег в результате конкурентной борьбы не достигли.
Отметим, в практике есть и иное мнение.
|
Постановление АС Московского округа от 04.10.2022 по делу N А40-237073/2021
Документ включен в информационный банк: |
|
Апелляция: запрос дополнительных сведений у участников до подведения итогов нарушает Закон N 223-ФЗ |
В положении и документации закрепили право запрашивать у участников разъяснения или дополнения, которые влияли на отклонение либо оценку их заявок. Его применяли, если, в частности, сведения в них были неполными или имели разночтения.
Контролеры решили, что условие ограничивает конкуренцию. Суды позицию поддержали:
— Закон N 223-ФЗ не разрешает направлять участникам дополнительные запросы информации и документов до подведения итогов;
— при спорном условии участие в закупке зависит от воли заказчика. Его могут применять не в равной степени ко всем участникам;
— в положении о закупке и документации не установили порядок таких запросов. Оценка заявок могла быть необъективной.
|
Постановление 9-го ААС от 12.10.2022 по делу N А40-78641/2022
Документ включен в информационный банк: |
|
Суды решили, что Закон N 223-ФЗ не обязывает участников детализировать предлагаемую цену |
По условиям закупки участники должны были включить в ценовое предложение сводную таблицу стоимости работ по формам. В ней указывали, в частности, сведения о товаре и его запчастях, упаковке, а также расходах исполнителя, которые влияют на цену договора.
Контролеры нашли нарушение. Суды с ними согласились:
— по Закону N 223-ФЗ заявка должна содержать цену. Участник не обязан выполнять дополнительные расчеты и прилагать их к заявке;
— на момент подачи заявки участник может не иметь товар в наличии и не знать о его запчастях, а также допрасходах при исполнении договора;
— из документации следует, что в ценовом предложении исполнитель и так учитывает все свои расходы. Указывать их в заявке нет смысла;
— спорное требование усложняет заполнение заявки. Участнику нужно заполнить много форм со значительным объемом данных. Это может привести к ошибкам и отклонению заявки.
Отметим, ранее ФАС высказывала сходную позицию.
|
Постановление 9-го ААС от 11.10.2022 по делу N А40-48314/2022
Документ включен в информационный банк: |
|
Хотят уточнить перечни квотируемых товаров по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ |
— 26.11.22.200 — светодиоды, светодиодные модули и их части. Доля с 2023 г. — 90%;
— 26.40.20.122 — цветные телевизоры с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью. Доля с 2023 г. — 80%;
— 26.51.63.130 — счетчики производства или потребления электроэнергии. Доля с 2023 г. — 90%;
— 26.60.12.111 — электрокардиографы. Доля с 2023 г. — 60%.
Из перечней могут исключить, например:
— 26.60.12.131 — магнитно-резонансные томографы;
— 28.22.16.110 — лифты.
В ряде позиций хотят изменить размер квот. Так, для кабелей волоконно-оптических из волокон с индивидуальными оболочками с 2023 г. он может составить 90% вместо 80%.
В госзакупках предложили также расширить перечень иностранной продукции с ограничением допуска. В него хотят включить, в частности, панели и прочие комплекты электрической аппаратуры коммутации или защиты на напряжение не более 1 кВ и более 1 кВ.
Планируют, что новшества вступят в силу 1 января 2023 года. Общественное обсуждение проекта завершат 1 ноября.
|
Проект постановления Правительства РФ
Документ включен в информационный банк: |