Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 03.10.2022 по 10.10.2022
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Видеосеминар: Новый порядок расторжения контракта по Закону № 44-ФЗ |
Какие основания предусмотрены для расторжения контракта? Какой алгоритм установлен для заказчика и поставщика? Возможно ли включение поставщика в РНП, если контракт расторгается по его инициативе?
Содержание лекции:
Лектор: Рыжова Надежда Борисовна, руководитель учебно-методического центра ЗАО «Сбербанк-АСТ», эксперт в области методического и правового сопровождения в сфере регулируемых закупок, автор обучающих курсов и методик Продолжительность лекции — 19:22 мин. |
Видеосеминар: Новый порядок расторжения контракта по Закону № 44-ФЗ
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля. |
|
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Уточнили порядок расчета НМЦК и методику составления смет для строительных госзакупок»
|
15 октября вступят в силу поправки к порядку определения НМЦК в градостроительстве. Среди прочего расширили перечень заказчиков, которые станут его применять. Уточнили правила пересчета сметной стоимости строительства, а также положения о составлении проекта сметы. Подробнее об этом в обзоре.
|
Обзор: «Уточнили порядок расчета НМЦК и методику составления смет для строительных госзакупок»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф) — Российское законодательство (базовая версия) -Нормативные документы |
|
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Хотят изменить ряд правил в госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц из-за мобилизации»
|
Среди прочего предложили ввести новый случай для корректировки госконтракта из-за непредвиденных обстоятельств. По Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ планируют уточнить правила ведения РНП. Подробнее читайте в обзоре.
|
Обзор: «Хотят изменить ряд правил в госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц из-за мобилизации»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф) — Российское законодательство (базовая версия) -Нормативные документы |
|
Скорректирован порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности |
Поправками, в частности, проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, устанавливается как приоритетный метод определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.
Изложены в новой редакции, в том числе: ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ; смета контракта.
|
Приказ Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр
Документ включен в информационные банки: |
|
Мобилизацию в РФ планируется признать основанием для возможного изменения существенных условий госконтракта |
Согласно проекту, по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения в связи с мобилизацией.
Проектом предусматривается, в том числе:
невключение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение договора оказалось невозможным в связи с мобилизацией;
полное списание неустоек (штрафов, пеней), если обязательства не были исполнены по причине возникновения при исполнении контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в связи с мобилизацией;
установление особенностей документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме, проводимых в случаях, определенных Правительством РФ в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
|
Проект Постановления Правительства РФ «Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации и об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» | |
Регионам и муниципалитетам разрешили госзакупки для мобилизации без учета запрета на допуск |
С 11 октября ряд региональных и муниципальных заказчиков может приобрести товары, работы, услуги в том числе для мобилизации. К товарам не будут применять запрет на допуск.
Так, региональные исполнительные органы или муниципалитеты за счет средств своих бюджетов (кроме субвенций) могут закупить, в частности:
— товары двойного назначения, беспилотники;
— средства радиосвязи и электронику;
— обмундирование;
— лекарства, медизделия;
— стройматериалы, автотранспорт, автозапчасти.
Закупки проведут по заявкам от уполномоченных органов Минобороны. Среди них центральные органы военного управления, военные округа или территориальные органы, в том числе военкоматы.
Товары, результат работ или услуг безвозмездно передают в федеральную собственность по акту приема-передачи. Готовить для этого перечень документов не нужно
|
Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 N 1745
Документ включен в информационные банки: |
|
Стал известен блок мер поддержки малого бизнеса и ИП в связи с частичной мобилизацией |
Как заявил первый зампредседателя правительства, определили перечень дополнительных мер для решения проблем малого бизнеса и предпринимателей, которые возникли из-за частичной мобилизации. Включать меры предлагают автоматически или полуавтоматически. Среди планов можно выделить такие:
— разработка процедуры изменения либо расторжения контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд;
— продление лицензий попавшим под мобилизацию по аналогии с механизмом, который действовал в пандемию, если предприниматель не может их продлить;
— возможность переноса сроков уплаты налогов и подачи отчетности для тех, кого мобилизовали, но кто продолжит вести бизнес;
— отсрочка платежей по кредитным договорам и договорам лизинга для субъектов МСП;
— возможность приостановить или расторгнуть договор аренды без штрафа, если недвижимость арендовали у государства.
|
Информация Правительства РФ от 04.10.2022 | |
Действие единых правил расчета заказчиками НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении госзакупок медицинских изделий распространено на закупки одноразовых пластиковых медицинских изделий |
14 октября вступят в силу поправки к порядку определения НМЦК при закупках медизделий.
С этой даты действие порядка распространят на закупки одноразовых пластиковых медизделий из правительственного перечня.
Изменения внесены в связи с принятием постановления Правительства РФ от 8 июля 2022 г. N 1220, которым с 1 августа 2022 года признан утратившим силу пункт 2(3) постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанным положением устанавливалось, что для целей осуществления закупок одноразовых пластиковых медицинских изделий в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке определяется начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной Минздравом России совместно с Минпромторгом России.
|
Приказ Минздрава России от 05.08.2022 N 531н
Документ включен в информационные банки: |
|
Рассмотрен вопрос об изменении цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы |
В частности, сообщается, что размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
|
<Письмо> Минстроя России от 27.09.2022 N 49588-СМ/09
Документ включен в информационный банк: |
|
Даны разъяснения по вопросу закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций |
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у таких субъектов в объеме не менее чем 25 процентов совокупного годового объема закупок. Частью 71 статьи 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что в 2022 и 2023 годах при определении объема закупок заказчиками из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ, подведомственных им государственных учреждений или ГУП, а также муниципальных медицинских организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.
Положения Закона N 44-ФЗ не содержат запрета осуществления указанными заказчиками закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.
Отмечено, что такие закупки учитываются в объеме закупок, которые осуществлены у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
|
Информационное письмо Минфина России от 04.10.2022 N 24-06-07/95478
Документ включен в информационный банк: |
|
Разъяснили, что с 1 сентября от участников госзакупок не требуют выписку из реестра членов СРО
|
Минфин и Минстрой указали: с учетом поправок к ГрК РФ заказчики не вправе требовать от участников подтверждать членство в СРО документами при закупке работ:
— по изысканиям и проектированию;
— строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства.
Информации из единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах достаточно, чтобы подтвердить, отвечает ли участник условиям закупки. Если данных о нем нет в реестре, заявку отклоняют за несоответствие требованиям извещения.
Напомним: с 1 сентября саморегулируемые организации не выдают выписки из реестра членов СРО. Сведения размещают в интернете.
В практике уже есть пример, когда требование приложить такую выписку к заявке признали нарушением.
|
<Письмо> Минфина России N 24-01-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022
Документ включен в информационные банки: |
|
Сделка в нарушение Закона N 44-ФЗ сама по себе не означает антиконкурентное соглашение, решил суд |
В феврале стороны расторгли контракт на ремонт и содержание автодорог. Ситуацию признали чрезвычайной, поскольку зимой без таких работ дороги нельзя было бы эксплуатировать. Пока проводили новые торги, заказчик заключил сделку с едпоставщиком.
Контролеры увидели в этом антиконкурентное соглашение. Они решили, что оснований для закупки у едпоставщика не было.
Три инстанции решили иначе и поддержали заказчика:
— сделка с едпоставщиком была вынужденной и временной. Ее заключили зимой из-за низких температур и обилия снега. Пока она действовала, провели торги и выбрали нового подрядчика;
— контролеры верно установили, что оснований для закупки у едпоставщика не было — режим ЧС не вводили, заказчик мог предвидеть ситуацию. Однако они не подтвердили наличие антиконкурентного соглашения и его последствий. Факт прямой сделки в нарушение Закона N 44-ФЗ сам по себе этого не доказывает.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
|
Определение ВС РФ от 22.09.2022 N 304-ЭС22-16400
Документ включен в информационный банк: |
|
Суды признали правомерной госзакупку медоборудования с особыми функциями |
Заказчик приобретал хирургический лазер с особыми параметрами. Участник пожаловался, что требования к товару ограничивают конкуренцию. Контролеры нарушений не нашли.
Три инстанции их позицию поддержали:
— особые требования к медоборудованию установили для оказания качественной медпомощи. То, что они не отвечают потребностям заказчика или ограничивают конкуренцию, не доказали;
— заказчик провел анализ рынка и получил коммерческие предложения. Это подтверждает свободную продажу нужной продукции. Ничто не мешало участнику ее поставить.
Отметим: к сходным выводам суды приходили и ранее.
|
Постановление АС Центрального округа от 20.09.2022 по делу N А08-8383/2021
Документ включен в информационный банк: |
|
Суды: производитель остановил поставки после 24 февраля — оснований не подписывать госконтракт нет |
Победитель вовремя не подписал контракт и не внес обеспечение, поскольку производитель остановил поставки из-за политической и экономической обстановки. Заказчик признал его уклонившимся. Сведения включили в РНП.
Суды поддержали решение:
— невозможность поставки со стороны производителя не освобождает победителя от ответственности. Наличие других препятствий не доказали;
— контракт следовало подписать вовремя. Вопрос о его приостановке из-за критических обстоятельств нужно было решать на этапе исполнения. Такую возможность предусмотрели в контракте;
— победитель — профессионал в сфере предпринимательства. Он несет риск наступления последствий из-за совершения или несовершения юридически значимых действий. В данном случае он не проявил заботливости и осмотрительности для исполнения своих обязательств.
В практике есть пример, когда в похожей ситуации сведения в РНП не включили, поскольку победитель внес обеспечение и подтвердил невозможность поставки письмами производителей.
|
Постановление 9-го ААС от 20.09.2022 по делу N А40-92695/2022
Документ включен в информационный банк: |
|
При расторжении государственного (муниципального) контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения подрядчик не вправе рассчитывать на возмещение упущенной выгоды. Ответственность государственного (муниципального) заказчика ограничена возмещением реального ущерба, причиненного исполнителю контракта | Подрядчик полагал, что вследствие незаконного одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта он вправе рассчитывать не только на получение реального ущерба (в рамках иного дела), и обратился с иском о взыскании упущенной выгоды в виде неполученных доходов. В удовлетворении требования отказано, поскольку подрядчик определил размер упущенной выгоды исходя из цены контракта, который им не выполнен. В соответствии с частью 23 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба | Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.10.2022 N Ф04-4324/2022 по делу N А02-1860/2021
Документ будет включен в информационный банк: |