Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 03.10.2022 по 10.10.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Новый порядок расторжения контракта по Закону № 44-ФЗ
Какие основания предусмотрены для расторжения контракта? Какой алгоритм установлен для заказчика и поставщика? Возможно ли включение поставщика в РНП, если контракт расторгается по его инициативе?

Содержание лекции:

Лектор: Рыжова Надежда Борисовна, руководитель учебно-методического центра ЗАО «Сбербанк-АСТ», эксперт в области методического и правового сопровождения в сфере регулируемых закупок, автор обучающих курсов и методик

Продолжительность лекции — 19:22 мин.

Видеосеминар: Новый порядок расторжения контракта по Закону № 44-ФЗ

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Уточнили порядок расчета НМЦК и методику составления смет для строительных госзакупок»
15 октября вступят в силу поправки к порядку определения НМЦК в градостроительстве. Среди прочего расширили перечень заказчиков, которые станут его применять. Уточнили правила пересчета сметной стоимости строительства, а также положения о составлении проекта сметы. Подробнее об этом в обзоре.
Обзор: «Уточнили порядок расчета НМЦК и методику составления смет для строительных госзакупок»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Хотят изменить ряд правил в госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц из-за мобилизации»
Среди прочего предложили ввести новый случай для корректировки госконтракта из-за непредвиденных обстоятельств. По Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ планируют уточнить правила ведения РНП. Подробнее читайте в обзоре.
Обзор: «Хотят изменить ряд правил в госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц из-за мобилизации»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы
Скорректирован порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности
Поправками, в частности, проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, устанавливается как приоритетный метод определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.
Изложены в новой редакции, в том числе: ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ; смета контракта.
Приказ Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

Мобилизацию в РФ планируется признать основанием для возможного изменения существенных условий госконтракта
Согласно проекту, по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения в связи с мобилизацией.
Проектом предусматривается, в том числе:
невключение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение договора оказалось невозможным в связи с мобилизацией;
полное списание неустоек (штрафов, пеней), если обязательства не были исполнены по причине возникновения при исполнении контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в связи с мобилизацией;
установление особенностей документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме, проводимых в случаях, определенных Правительством РФ в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Проект Постановления Правительства РФ «Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации и об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Перейти к документу

Регионам и муниципалитетам разрешили госзакупки для мобилизации без учета запрета на допуск
С 11 октября ряд региональных и муниципальных заказчиков может приобрести товары, работы, услуги в том числе для мобилизации. К товарам не будут применять запрет на допуск.
Так, региональные исполнительные органы или муниципалитеты за счет средств своих бюджетов (кроме субвенций) могут закупить, в частности:
— товары двойного назначения, беспилотники;
— средства радиосвязи и электронику;
— обмундирование;
— лекарства, медизделия;
— стройматериалы, автотранспорт, автозапчасти.
Закупки проведут по заявкам от уполномоченных органов Минобороны. Среди них центральные органы военного управления, военные округа или территориальные органы, в том числе военкоматы.
Товары, результат работ или услуг безвозмездно передают в федеральную собственность по акту приема-передачи. Готовить для этого перечень документов не нужно
Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 N 1745

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

Стал известен блок мер поддержки малого бизнеса и ИП в связи с частичной мобилизацией
Как заявил первый зампредседателя правительства, определили перечень дополнительных мер для решения проблем малого бизнеса и предпринимателей, которые возникли из-за частичной мобилизации. Включать меры предлагают автоматически или полуавтоматически. Среди планов можно выделить такие:
— разработка процедуры изменения либо расторжения контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд;
— продление лицензий попавшим под мобилизацию по аналогии с механизмом, который действовал в пандемию, если предприниматель не может их продлить;
— возможность переноса сроков уплаты налогов и подачи отчетности для тех, кого мобилизовали, но кто продолжит вести бизнес;
— отсрочка платежей по кредитным договорам и договорам лизинга для субъектов МСП;
— возможность приостановить или расторгнуть договор аренды без штрафа, если недвижимость арендовали у государства.
Информация Правительства РФ от 04.10.2022

Перейти к документу 

Действие единых правил расчета заказчиками НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении госзакупок медицинских изделий распространено на закупки одноразовых пластиковых медицинских изделий
14 октября вступят в силу поправки к порядку определения НМЦК при закупках медизделий.
С этой даты действие порядка распространят на закупки одноразовых пластиковых медизделий из правительственного перечня.
Изменения внесены в связи с принятием постановления Правительства РФ от 8 июля 2022 г. N 1220, которым с 1 августа 2022 года признан утратившим силу пункт 2(3) постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанным положением устанавливалось, что для целей осуществления закупок одноразовых пластиковых медицинских изделий в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке определяется начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной Минздравом России совместно с Минпромторгом России.
Приказ Минздрава России от 05.08.2022 N 531н

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

Рассмотрен вопрос об изменении цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы
В частности, сообщается, что размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
<Письмо> Минстроя России от 27.09.2022 N 49588-СМ/09

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросу закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у таких субъектов в объеме не менее чем 25 процентов совокупного годового объема закупок. Частью 71 статьи 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что в 2022 и 2023 годах при определении объема закупок заказчиками из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ, подведомственных им государственных учреждений или ГУП, а также муниципальных медицинских организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.
Положения Закона N 44-ФЗ не содержат запрета осуществления указанными заказчиками закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.
Отмечено, что такие закупки учитываются в объеме закупок, которые осуществлены у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Информационное письмо Минфина России от 04.10.2022 N 24-06-07/95478

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Разъяснили, что с 1 сентября от участников госзакупок не требуют выписку из реестра членов СРО
Минфин и Минстрой указали: с учетом поправок к ГрК РФ заказчики не вправе требовать от участников подтверждать членство в СРО документами при закупке работ:
— по изысканиям и проектированию;
— строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства.
Информации из единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах достаточно, чтобы подтвердить, отвечает ли участник условиям закупки. Если данных о нем нет в реестре, заявку отклоняют за несоответствие требованиям извещения.
Напомним: с 1 сентября саморегулируемые организации не выдают выписки из реестра членов СРО. Сведения размещают в интернете.
В практике уже есть пример, когда требование приложить такую выписку к заявке признали нарушением.
<Письмо> Минфина России N 24-01-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

Сделка в нарушение Закона N 44-ФЗ сама по себе не означает антиконкурентное соглашение, решил суд
В феврале стороны расторгли контракт на ремонт и содержание автодорог. Ситуацию признали чрезвычайной, поскольку зимой без таких работ дороги нельзя было бы эксплуатировать. Пока проводили новые торги, заказчик заключил сделку с едпоставщиком.
Контролеры увидели в этом антиконкурентное соглашение. Они решили, что оснований для закупки у едпоставщика не было.
Три инстанции решили иначе и поддержали заказчика:
— сделка с едпоставщиком была вынужденной и временной. Ее заключили зимой из-за низких температур и обилия снега. Пока она действовала, провели торги и выбрали нового подрядчика;
— контролеры верно установили, что оснований для закупки у едпоставщика не было — режим ЧС не вводили, заказчик мог предвидеть ситуацию. Однако они не подтвердили наличие антиконкурентного соглашения и его последствий. Факт прямой сделки в нарушение Закона N 44-ФЗ сам по себе этого не доказывает.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Определение ВС РФ от 22.09.2022 N 304-ЭС22-16400

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам 

Суды признали правомерной госзакупку медоборудования с особыми функциями
Заказчик приобретал хирургический лазер с особыми параметрами. Участник пожаловался, что требования к товару ограничивают конкуренцию. Контролеры нарушений не нашли.
Три инстанции их позицию поддержали:
— особые требования к медоборудованию установили для оказания качественной медпомощи. То, что они не отвечают потребностям заказчика или ограничивают конкуренцию, не доказали;
— заказчик провел анализ рынка и получил коммерческие предложения. Это подтверждает свободную продажу нужной продукции. Ничто не мешало участнику ее поставить.
Отметим: к сходным выводам суды приходили и ранее.
Постановление АС Центрального округа от 20.09.2022 по делу N А08-8383/2021

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Центрального округа

Суды: производитель остановил поставки после 24 февраля — оснований не подписывать госконтракт нет
Победитель вовремя не подписал контракт и не внес обеспечение, поскольку производитель остановил поставки из-за политической и экономической обстановки. Заказчик признал его уклонившимся. Сведения включили в РНП.
Суды поддержали решение:
— невозможность поставки со стороны производителя не освобождает победителя от ответственности. Наличие других препятствий не доказали;
— контракт следовало подписать вовремя. Вопрос о его приостановке из-за критических обстоятельств нужно было решать на этапе исполнения. Такую возможность предусмотрели в контракте;
— победитель — профессионал в сфере предпринимательства. Он несет риск наступления последствий из-за совершения или несовершения юридически значимых действий. В данном случае он не проявил заботливости и осмотрительности для исполнения своих обязательств.
В практике есть пример, когда в похожей ситуации сведения в РНП не включили, поскольку победитель внес обеспечение и подтвердил невозможность поставки письмами производителей.
Постановление 9-го ААС от 20.09.2022 по делу N А40-92695/2022

Документ включен в информационный банк:
— 9 апелляционный суд

При расторжении государственного (муниципального) контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения подрядчик не вправе рассчитывать на возмещение упущенной выгоды. Ответственность государственного (муниципального) заказчика ограничена возмещением реального ущерба, причиненного исполнителю контракта Подрядчик полагал, что вследствие незаконного одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта он вправе рассчитывать не только на получение реального ущерба (в рамках иного дела), и обратился с иском о взыскании упущенной выгоды в виде неполученных доходов. В удовлетворении требования отказано, поскольку  подрядчик определил размер упущенной выгоды исходя из цены контракта, который им не выполнен. В соответствии с частью 23 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.10.2022 N Ф04-4324/2022 по делу N А02-1860/2021

Документ будет включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа