Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с  12.09.2022 по 19.09.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Проверки госзаказчиков: на какие сложности обратила внимание ФАС в обзоре практики за июль 2022 года»
Требовали согласовать с заказчиком график производства работ в строительной закупке. Устанавливали доптребования к участникам по двум позициям одновременно. Ограничивали конкуренцию, когда приобретали работы по содержанию нескольких участков автодорог города. Подробнее об этом в обзоре.
Обзор: «Проверки госзаказчиков: на какие сложности обратила внимание ФАС в обзоре практики за июль 2022 года»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы
Разъяснен порядок рассмотрения ФАС России жалоб на закупки малого объема
Содержатся следующие положения, в том числе:
обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном главой 6 Закона N 44-ФЗ, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке;
приказом ФАС России от 13.10.2015 N 955/15 установлена подведомственность рассмотрения жалоб;
вне зависимости от наличия механизма обжалования ФАС России уполномочена проводить внеплановые проверки закупок, осуществляемых в том числе с использованием информационной системы, обеспечивающей автоматизацию таких закупок, при получении заявления, сообщения о признаках нарушения законодательства РФ о контрактной системе.
<Письмо> ФАС России от 06.09.2022 N МШ/83177/22

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суды: госзаказчик может согласовать допработы в переписке и без заключения соглашения
Заказчик принял результат по строительному контракту, его расторгли по соглашению. Подрядчик потребовал оплатить допработы, которые предусмотрели в проектной документации, но не в смете.
Заказчик отказал:
— допработы не согласовывали. Резерв на непредвиденные затраты исчерпали. Это оговорили в соглашении;
— для их выполнения уже заключили сделку с другим лицом.
Три инстанции взыскали с заказчика долг и госпошлину:
— подрядчик не раз сообщал заказчику, что в проектной документации есть работы, которых нет в смете. Их невыполнение грозило годности и прочности результата. Это подтвердил специалист;
— допработы не самостоятельные. Хотя заказчик этого не отрицал, он недобросовестно разместил отдельную закупку на них, чем ввел потенциальных подрядчиков в заблуждение;
— стороны не заключали соглашение на спорные работы. Однако из переписки и поведения заказчика следует, что их согласовали.
Напомним, по общему правилу с заказчика нельзя взыскать оплату допработ, которые выполнили без его согласия.
Постановление АС Дальневосточного округа от 26.08.2022 по делу N А59-3530/2020

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Дальневосточного округа

ВС РФ напомнил: по Закону N 223-ФЗ нельзя указать два значения НМЦД с учетом системы налогообложения
Заказчик установил в документации 2 значения НМЦД: с НДС и без. При оценке заявок налог не учитывали. УФАС предписало устранить нарушение.
Три инстанции поддержали контролеров:
Закон N 223-ФЗ не допускает устанавливать 2 значения НМЦД (с НДС и без). Заказчику следовало указать 1 для всех участников независимо от их системы налогообложения;
— участникам на ОСН предоставили преимущество. Их заявки оценивали без НДС, хотя договор заключили бы с учетом налога;
— контролеры верно усмотрели в действиях заказчика нарушение. Положения документации не отвечали принципам равноправия и ограничивали конкуренцию.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Напомним, недавно Верховный суд также поддержал сходную позицию судов.
Определение ВС РФ от 06.09.2022 N 305-ЭС22-15109

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам 

Утверждена форма заключения о цене на продукцию по гособоронзаказу
Форма подготовлена в соответствии с абзацем пятым пункта 37(1) Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465.
Приказ ФСБ России от 17.08.2022 N 411

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Хотят установить новые типовые условия госконтрактов на ремонт автодорог
Типовые условия планируют применять при закупке работ по ремонту автодорог и искусственных дорожных сооружений, включая:
— строительно-монтажные, пусконаладочные и иные неразрывные с ремонтом работы;
— поставку материалов и оборудования.
Условия не станут использовать при работах за пределами РФ, а также на территории посольств, консульств.
Новшества предложили применять, если предмет контракта относят, в частности, к таким кодам по ОКПД2, как 42.11.10, 42.13.10.
Ограничений по НМЦК нет.
Планируют, что поправки вступят в силу со дня опубликования. До этого, в частности, при закупке работ по ремонту автодорог и искусственных дорожных сооружений, применяют старые типовые условия. Делают это в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ.
Публичное обсуждение завершат 23 сентября.
Проект постановления Правительства РФ

Документ включен в информационный банк:
— Проекты правовых актов 

Предложили форму программы по «выращиванию» компетентных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
12 ноября вступит в силу Закон о введении механизма по «выращиванию» поставщиков, подрядчиков, исполнителей из числа СМСП для их потенциального участия в закупках по Закону N 223-ФЗ. Заказчики при участии корпорации развития МСП смогут утверждать для этого программы.
Минэкономразвития предложило форму такой программы. Среди прочего в ней определили сведения для заявки на участие (п. 11 проекта формы). Заказчик сам установит, в частности (п. п. 10, 14 и 21 проекта формы):
— перечень документов о соответствии участника основным и (или) дополнительным требованиям;
— сроки проверки заявки и информирования о результатах отбора.
Также хотят закрепить требования к порядку отбора участников. Так, в нем надо определить, как они станут направлять заявку и подтверждающие документы, а также обжаловать результаты отбора (пп. «б» и «е» п. 2 проекта требований).
Планируют, что новшества заработают также 12 ноября (п. 2 проекта постановления).
Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА 
Установлено, что при возникновении не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, поставщик направляет заказчику в письменной форме обращение об изменении существенных условий контракта с приложением следующих документов и информации: номер реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе; документ (документы), подтверждающий (подтверждающие) наличие не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта в соответствии с действующими условиями; предлагаемые изменения существенных условий контракта, в том числе по каждой номенклатурной позиции и (или) каждому этапу исполнения контракта; расчет в произвольной форме, обосновывающий увеличение цены контракта, установление, увеличение авансовых платежей (при увеличении цены контракта, установлении, увеличении авансовых платежей), с приложением документов, подтверждающих необходимость такого установления и (или) увеличения.
Обращение поставщика подлежит рассмотрению в течение 3 рабочих дней со дня поступления.
Кроме того, департамент государственного заказа автономного округа на основании обращения заказчика об изменении условий контракта обеспечивает проверку расчета обоснования (определения) новой цены (максимальной цены) контракта (при увеличении цены контракта) и подготовку проекта распоряжения с учетом требований постановления Правительства автономного округа от 06.06.2011 N 377-П.
Общий срок для подготовки проекта распоряжения и согласования такого проекта исполнительными органами автономного округа не должен превышать 20 рабочих дней со дня получения обращения заказчика об изменении условий контракта в адрес департамента государственного заказа автономного округа.
Постановление Правительства ЯНАО от 14.09.2022 N 886-П

Документ включен в информационный банк:
— Ямало-Ненецкий автономный округ