Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с  05.09.2022 по 12.09.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Споры при заключении госконтракта: важные примеры из практики за 2020 — 2022 годы»
Можно ли не рассматривать протокол разногласий, если к нему есть претензии? Направлять ли победителю проект контракта, если определение поставщика приостановили? В каких случаях победителя, не подписавшего контракт, могут признать добросовестным? Ответы на эти вопросы в обзоре.
Обзор: «Споры при заключении госконтракта: важные примеры из практики за 2020 — 2022 годы»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы
Уточнены особенности планирования закупок в 2022 году структурными подразделениями Росавтодора и подведомственными ему учреждениями
Поправки внесены в распоряжение Росавтодора от 07.07.2022 N 2086-р «Об освобождении от обязанности руководствоваться при планировании закупок товаров, работ, услуг предельными ценами за единицу таких товаров, работ, услуг, определенными при нормировании в сфере закупок».
Распоряжение Росавтодора от 07.09.2022 N 3020-р

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Уточнили порядок регистрации в ЕИС госзакупок
Казначейство расширило перечень уполномоченных лиц организации. С 13 сентября к ним относят тех, кто вправе подписывать в ЕИС распоряжения о казначейских платежах. Такое лицо должно быть указано в карточке образцов подписей к лицевым счетам.
Напомним, организации, зарегистрированные в ЕИС до 1 января, обязаны перерегистрироваться до конца года.
Приказ Казначейства России от 29.07.2022 N 18н

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Госзаказчикам разъяснили порядок установления аванса при поэтапном исполнении контракта
Если в контракте предусмотрели поэтапное исполнение и выплату аванса, в него включают условие о размере аванса по каждому этапу в виде процента от цены последнего.
Минфин отметил: по Закону N 44-ФЗ нельзя определить разный размер аванса в процентном выражении для каждого этапа по контракту.
Письмо Минфина России от 15.07.2022 N 24-06-07/68449

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Госзаказчик не сверил параметры товара победителя с реестром медизделий — УФАС не нашло нарушений
Участник закупки медоборудования пожаловался, что заказчик незаконно допустил заявку победителя с недостоверными сведениями. Параметры товара следовало сверить с данными технической документации из реестра медизделий.
Заказчик пояснил, что не обязан сопоставлять параметры товара из заявки с информацией в Интернете. На дату рассмотрения заявок у него не было сведений о недостоверности. Росздравнадзор не ответил на запрос об актуальности сведений в реестре, который направили после подведения итогов. Дилер же указал, что товар победителя не отвечает условиям закупки.
Контролеры не нашли нарушений:
— в момент принятия решения о допуске заявки победителя у заказчика не было сведений о том, что товар не соответствует извещению;
— данные о том, что медизделие не отвечает условиям закупки, сообщил не производитель, а дилер. В таком случае проверять, подходит ли заказчику оборудование, следует при приемке. Заявку правильно допустили к закупке.
Отметим, отклонение заявки из-за несоответствия параметров товара данным реестра медизделий могут признать нарушением. Закон не обязывает актуализировать реестр. Информацию меняют в заявительном порядке.
Решение Калининградского УФАС России от 15.08.2022 N 039/06/48-686/2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

 

УФАС напомнило, к каким заявкам в госзакупках лекарств из ЖНВЛП не применяют спецусловия допуска
Заказчик приобретал лекарство из ЖНВЛП. Сработал механизм «третий лишний». К заявке победителя применили спецусловия допуска, поскольку его товар на всех стадиях производят в ЕАЭС.
Один из участников указал в жалобе, что приоритет следовало отдать его заявке, так как он предложил самую низкую цену. Он также подтвердил, что все стадии производства лекарства проходят в ЕАЭС.
Участник пояснил, что в графе «Стадии производства до получения молекулы» стоит прочерк, так как препарат выделяют из источников минерального происхождения и у него нет такого этапа производства. На это указывал Минпромторг.
Контролеры признали жалобу необоснованной:
— участник приложил документ, который в графе «Стадии производства до получения молекулы» содержит прочерк. Заказчик не смог убедиться в том, что весь процесс производства проходит в ЕАЭС. Заявка не отвечала спецусловиям допуска;
— заказчик правильно выбрал победителя, поскольку тот подтвердил, что лекарство полностью изготовили в ЕАЭС. Цена его предложения не превысила 25% от наименьшего.
Контролеры Мордовского и Курганского УФАС также отмечали: у заказчика нет оснований применять спецусловия допуска к заявке, если в графе «Стадии производства до получения молекулы» стоит прочерк. Отметим, в практике есть и другое мнение.
Решение Кемеровского УФАС России от 18.08.2022 N 08/5316 по делу N 042/06/48-991/2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

Кассация: поломка ноутбука не оправдывает пропуск срока для подписания договора по Закону N 223-ФЗ
Победителя признали уклонившимся, поскольку тот не подписал договор. Он пояснил, что уклоняться не хотел:
— договор не заключили из-за поломки ноутбука. Это подтверждают квитанция на ремонт, платежное поручение и т.д.;
— для закупки товара по договору получили счет на оплату, т.е. вели подготовку к исполнению обязательств.
Данные внесли в РНП. Три инстанции поддержали такое решение:
— подавая заявку на участие в закупке, победитель должен осознавать последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные;
— поломка ноутбука не форс-мажор;
— недобросовестность победителя состояла в небрежном исполнении обязанностей при заключении договора. Времени на подписание было достаточно, но в срок этого не сделали. Все возможные меры, чтобы исправить ситуацию, не приняли;
— заказчик много раз уведомлял победителя, что нужно подписать договор, но тот не отвечал. Он мог подписать его заранее, а не ждать последнего дня срока;
— то, что заказчику сообщали о неисправности и невозможности подписать договор, не подтвердили. Письмо от оператора связи об исходящих звонках не доказывает ведения переговоров. Заказчик отрицал, что их проводили;
— приобретение товара по счету на оплату в данном случае нельзя считать добросовестным поведением.
В практике есть примеры как со сходной, так и с противоположной позицией.
Постановление АС Центрального округа от 23.08.2022 по делу N А23-9107/2021

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Центрального округа

Суды выяснили, могут ли эквивалент и предмет закупки по Закону N 223-ФЗ иметь идентичные свойства
Контролерам пожаловались, что товар описали под конкретного производителя. Заказчик разрешил поставить эквивалент только с идентичными параметрами, но аналог не может совпадать по свойствам с предметом закупки. Вместо диапазонов нужных значений указали, что эквивалент — продукция, которая по характеристикам не уступает параметрам из документации.
Контролеры предписали устранить нарушение. Идентичные предмету закупки свойства имеет только конкретный товар, у эквивалента они всегда другие.
Суды не согласились с контролерами:
— заказчик правильно описал предмет закупки. Помимо товарного знака и модели техники он указал нужные характеристики и допустил поставку эквивалента с параметрами, которые не должны им уступать;
— контролеры неверно истолковали понятие «идентичный» как «точно соответствующий». Минэкономразвития отмечало, что идентичные — это товары с одинаковыми характерными для них основными признаками;
— антимонопольный орган не доказал, что в спорной закупке нельзя поставить эквивалент;
— заказчик правильно определил свойства товара с учетом своих потребностей. Любой участник мог предложить такую продукцию или ту, что не уступает по характеристикам.
Отметим, нарушением могут признать ситуацию, когда заказчик допускает поставку эквивалента, но не указывает его возможные характеристики. Это позволяет произвольно отклонять заявки из-за несоответствия предмету закупки.
Постановление 5-го ААС от 24.08.2022 по делу N А51-1229/2022

Документ включен в информационный банк:
— 5 апелляционный суд

Охрана объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, не включенных в соответствующий перечень объектов, может осуществляться как войсками национальной гвардии, так и любым подразделением ведомственной охраны Уполномоченный орган исполнительной власти (заказчик) обратился с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа по внеплановой документарной проверке, по результатам которой его действия при заключении государственного контракта об оказании комплекса услуг по централизованной охране объектов признаны незаконными. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требования, поскольку заказчик не доказал наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможности оказания услуг по охране спорных объектов исключительно организацией, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.09.2022 N Ф04-4050/2022 по делу N А03-15610/2021

Документ будет включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА 
Утвержден порядок формирования и направления заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, и направления уполномоченным органом заказчику сведений и протоколов, и о признании утратившим силу муниципального правового акта
Установлено, что заказчики, осуществляющие закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки товаров, работ, услуг в соответствии с частью 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, иные юридические лица, указанные в пункте 6 Правил ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 (далее — заказчики), направляют сведения о заключении, изменении, исполнении, расторжении контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, предусмотренные Порядком (далее — сведения), в уполномоченный орган по ведению реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (далее — уполномоченный орган, реестр контрактов), для их включения в реестр контрактов.
Так, заказчики представляют сведения, включающие в себя, в частности: наименование заказчика, источник финансирования, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), дату подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта, дату заключения и номер контракта, объект закупки, цену контракта с указанием размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), информацию о цене единицы товара, работы или услуги, срок исполнения контракта, сведения об исполнении контракта.
Сведения формируются заказчиком по установленной форме с указанием грифа секретности в соответствии с требованиями законодательства о защите государственной тайны, даты составления и подписания заказчиком сведений и представляются в уполномоченный орган на бумажном носителе в двух экземплярах в течение трех рабочих дней со дня заключения, изменения, исполнения и расторжения контракта.
Уполномоченный орган проверяет представленные сведения, в том числе на непротиворечивость содержащихся в них данных друг другу, а в случае представления сведений об изменении контракта — сведениям, размещенным ранее в реестре контрактов, за исключением изменяемых сведений.
Уточнено, что при отрицательном результате проверки представленные заказчиком сведения не включаются в реестр контрактов.
Признано утратившим силу постановление Администрации города Сургута от 22.09.2015 N 6608, ранее регулировавшее данные правоотношения.
Постановление Администрации города Сургута от 30.08.2022 N 6893

Документ включен в информационный банк:
— Ханты-Мансийский автономный округ — Югра