Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 18.07.2022 по 25.07.2022
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: На какие проблемы в госзакупках обратила внимание ФАС в обзорах практики за май 2022 года |
Разместили противоречивую инструкцию по заполнению заявки. В извещении о строительной закупке не учли положения проектной документации. Ограничили общую сумму неустойки ценой контракта. Неверно указали объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНКО. Подробнее об этом в обзоре.
|
Обзор: «На какие проблемы в госзакупках обратила внимание ФАС в обзорах практики за май 2022 года»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф) — Российское законодательство (базовая версия) -Нормативные документы |
|
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: Предложили уточнить ряд правительственных актов в закупках по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ
|
В госзакупках планируют изменить порядок оценки заявок по критерию «цена», расширить случаи применения доптребований к участникам и др. В закупках по Закону N 223-ФЗ хотят скорректировать, в частности, правила ведения реестра договоров. В него предложили включать больше сведений. Подробнее читайте в обзоре.
|
Обзор: «Предложили уточнить ряд правительственных актов в закупках по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф) — Российское законодательство (базовая версия) -Нормативные документы |
|
ФАС предлагает установить минимальный и максимальный размер административных штрафов за совершение правонарушений в сфере госзакупок |
Минимальную сумму штрафа планируется назначать в случаях, когда нарушитель предотвращает последствия своего нарушения, а также добровольно возмещает или устраняет причиненный ущерб. Максимальная сумма будет назначаться с учетом характера совершенного правонарушения.
Кроме того, нарушителю по ряду составов изначально будет выноситься предупреждение вместо штрафа, в частности, в случае нарушений, допущенных при проведении закупочной процедуры, при заключении и расторжении контрактов, и прочее.
|
<Информация> ФАС России от 22.07.2022 «ФАС предлагает дифференцировать размеры штрафов за нарушения в сфере госзакупок» | |
Определили товары, при описании которых госзаказчики станут учитывать экологические требования |
К числу такой продукции, в частности, отнесли:
— изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения (бумажные полотенца, салфетки разного назначения и др.,);
— твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства (тротуарная плитка, бордюры и др.,);
— урны для мусора;
— органические удобрения.
При описании объекта закупки из числа этих товаров заказчики станут указывать долю вторичного сырья, которое использовали в производстве продукции.
Новшество вступит в силу 1 января 2023 года.
|
Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 N 1224
Документ включен в информационные банки: |
|
Заказчикам по Закону N 223-ФЗ дадут право готовить компетентных поставщиков из числа СМСП |
Опубликовали Закон о введении механизма по «выращиванию» поставщиков, подрядчиков, исполнителей из числа СМСП для их потенциального участия в закупках по Закону N 223-ФЗ. Заказчики при участии корпорации развития МСП смогут утверждать программы их развития.
Правительство среди прочего установит:
— форму программы;
— требования к порядку отбора участников.
Заказчики, в частности, определят:
— доптребования к участникам (при необходимости);
— индивидуальные карты развития с условиями предоставления поддержки в рамках программы.
В Законе установили требования к программе. В их числе меры ответственности сторон за нарушение ее условий.
О программе сообщат, в частности, на сайте корпорации развития МСП. Последняя станет вести их реестр, а также реестр участников, которые не исполнили обязательства по программе.
Новшества вступят в силу 12 ноября.
|
Федеральный закон от 14.07.2022 N 285-ФЗ
Документ включен в информационные банки: |
|
Госзаказчик незаконно отказался от контракта — ВС РФ обязал возместить подрядчику убытки |
Стороны заключили контракт на работы. Исполнение обеспечили гарантией. Заказчик отказался от контракта, но решение признали незаконным. Подрядчик обратился в суд, чтобы взыскать убытки.
Первая инстанция и апелляция взыскали:
— частично расходы на гарантию. Подрядчик выполнил ряд работ и получил за них прибыль, значит, долю этих расходов уже компенсировали;
— оплату по двум субподрядным договорам. Остальные заключили после отказа от контракта, их необходимость не доказали;
— госпошлину.
Кассация изменила решения и отказала в части расходов на гарантию. По контракту любые затраты по обязательствам подрядчика, кроме непредвиденных, заказчик не возмещает, если их нет в смете. Предоставить гарантию — обязательство, поэтому оснований взыскивать такие расходы нет.
ВС РФ с кассацией не согласился:
— если исполнение сорвалось по вине заказчика, расходы подрядчика на гарантию образуют убытки. Подрядчик не может их уменьшить, поскольку ГК РФ не позволяет прекратить действие гарантии по его желанию. Первая инстанция и апелляция приняли верные решения;
— довод кассации о том, что заказчик не должен возмещать расходы на гарантию, если это предусмотрели в контракте, неверный. Принцип свободы договора не допускает исключать или ограничивать ответственность за умышленное нарушение обязательств.
|
Определение ВС РФ от 07.07.2022 N 307-ЭС22-3600
Документ включен в информационный банк: |
|
Для некоторых госзакупок у едпоставщика ввели антимонопольный мораторий |
Уточнили, что к закупкам у едпоставщика по дополнительным основаниям не применяют, в частности, антимонопольные требования к конкурентным процедурам.
Эта поправка — гарантия того, что заказчиков не накажут за нарушения ряда норм Закона о защите конкуренции.
Новое правило вступило в силу 14 июля. Его применяют к отношениям, которые возникли с 8 марта 2022 года.
Напомним, в рамках антикризисных мер правительство уже определило дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом. До конца года это вправе сделать и регионы.
|
Федеральный закон от 14.07.2022 N 286-ФЗ
Документ включен в информационные банки: |
|
УФАС: оценка договора на всю сумму вместе с несопоставимыми работами нарушает Закон N 223-ФЗ |
Участник закупки электромонтажных работ пожаловался, что опыт победителя оценили неверно. Должны были учесть только контракты (договоры) на сходные работы. Победитель приложил среди прочих договоры на ремонт, но из них не выделили стоимость нужных услуг и оценили на всю сумму.
Заказчик пояснил, что не смог определить цену электромонтажных работ, поскольку те входили в комплекс ремонтных работ по договорам. Все они связаны между собой.
Контролеры нашли нарушение:
— учет договоров на полную сумму вместе с несопоставимыми работами не отвечает принципам равноправия и справедливости, а также порядку оценки заказчика. Договор, из которого нельзя выделить стоимость нужных услуг, не оценивают;
— заказчик мог определить цену необходимых работ из смет к договорам на ремонт. Их указали в отдельных разделах.
Напомним, сходную позицию Московское УФАС занимало и ранее.
|
Решение Московского УФАС России от 28.06.2022 по делу N 077/07/00-8982/2022
Документ включен в информационный банк: |
|
Разъяснили особенности изменения строительных контрактов по Закону N 44-ФЗ |
В 2022 году строительный контракт можно изменить, если при его исполнении возникли обстоятельства, из-за которых его нельзя исполнить. Для этого правительство установило порядок.
Минфин отметил: корректировать контракт по этому порядку могут только государственные или муниципальные заказчики.
У тех, кто к ним не относится, есть возможность менять контракт по спецнорме на основании решения соответствующего органа власти. Так, на основании решения высшего исполнительного органа региона можно корректировать контракт для нужд субъекта. Ведомство уточнило: в таком решении можно предусмотреть условия его применения, сходные с теми, что есть в порядке изменения строительных контрактов из-за непредвиденных обстоятельств.
|
Письмо Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840 | |
Требование к опыту слишком детализировали — ВС РФ согласился, что заказчик нарушил Закон N 223-ФЗ |
Заказчик приобретал услуги по уборке корпусов университета. Часть из них принадлежала к объектам культурного наследия (ОКН). Опыт участников оценивали только из контрактов (договоров), по которым сходные услуги оказывали на ОКН, что принадлежат образовательным организациям.
Контролеры нашли нарушение. Заказчик решение оспорил. Три инстанции его не поддержали:
— критерий оценки ограничивает конкуренцию. Его удельный вес — 60%. Значит, участники с опытом оказания услуг на других объектах не смогут победить в закупке, если есть участник с требуемым опытом. Из итогового протокола следует, что для победы второму участнику следовало снизить цену на 95%;
— заказчик не обосновал потребность в опыте именно на ОКН. Техзадание не содержало особых условий или описания специфики услуг.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, недавно ВС РФ согласился с противоположной позицией судов по сходному спору. Доводы заказчика об особенностях объекта оказания услуг сочли убедительными.
|
Определение ВС РФ от 01.07.2022 N 307-ЭС22-10770
Документ включен в информационный банк: |
|
В случае исполнения контракта с лицом, находящимся под санкциями в связи с недружественными действиями в отношении РФ, в целях реализации запрета исполнения перед ним обязательств по совершенной сделке, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта |
Сообщается, в частности, что Указом Президента РФ от 3 мая 2022 г. N 252 введены специальные экономические меры (далее — санкции) в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, предусматривающие запрет совершать сделки с такими лицами и организациями, а также исполнять перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.
Реализация указанного запрета совершать и исполнять сделки при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ обеспечивается путем отклонения заявок, поданных лицами, находящимися под санкциями, отстранения таких лиц от заключения контрактов, расторжения заключенных с ними контрактов.
При этом нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения.
Выявление несоответствия участника закупки требованию, установленному в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, на этапе рассмотрения заявок на участие в закупке, заключения контракта или его исполнения влечет в силу положений Закона N 44-ФЗ соответственно отклонение заявки такого участника, отстранение такого участника от заключения контракта, отказ от заключения с ним контракта, расторжение контракта.
Так, в случае исполнения контракта с лицом, находящимся под санкциями, в целях реализации запрета исполнения перед ним обязательств по совершенной сделке заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в том числе на основании подпункта «а» указанного пункта, если ограничение для участия в закупках появилось у участника закупки после заключения контракта.
|
Информационное письмо Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926
Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф) |