Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с  11.07.2022 по 18.07.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Минфин России сообщает об особенностях изменения в 2022 году существенных условий контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ
Разъяснено, что положения пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и изданного в его реализацию постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680 касаются вопросов изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Следовательно, на основании указанного постановления не могут быть изменены существенные условия заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ контрактов, не являющихся государственными и муниципальными контрактами, то есть заключенных заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками.
Дополнительно отмечено, что в соответствии с положениями части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ допускается изменение по соглашению сторон существенных условий любого контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
В связи с этим в отношении контрактов, существенные условия которых не могут быть изменены в соответствии с Постановлением N 680, может быть рассмотрен вопрос об изменении их существенных условий на основании положений части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ.
 Информационное письмо Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

С 1 января 2023 г. устанавливаются особенности описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения госнужд, при закупках которых предъявляются экологические требования
К таким товарам относятся, в том числе: изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения — туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения; твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства — покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения; контейнеры и урны для мусора; удобрения органические, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей.
При описании объекта закупки, относящегося к данным товарам, указывается доля вторичного сырья, использованного при производстве товара.
Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 N 1224

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Разъяснен порядок установления запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок
Сообщается, что установленные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 запреты распространяются, в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Таким образом, в случае осуществления закупки на оказание услуг по пошиву мужской, женской и детской спортивной одежды по индивидуальному заказу населения, соответствующей коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 14.19.99.210, включенному в перечень, содержащийся в приложении к указанному Постановлению, необходимо устанавливать запрет.
<Письмо> Минпромторга России от 04.07.2022 N 63987/12

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Разъяснили нюансы контроля сведений для включения в реестр госконтрактов
В правилах ведения реестра контрактов есть перечень информации, которую направляют для добавления в реестр при заключении контракта. Органы контроля проверяют ее, в частности, на соответствие условиям контракта.
Казначейство среди прочего отметило, что по Закону N 44-ФЗ часть сведений для реестра необязательна в контракте, например код видов расходов. Их проверяют лишь при наличии. Однако этот код следует указывать для контроля за соблюдением объема финансирования.
Также разъяснили: если в контракте есть требование об обеспечении исполнения контракта (гарантийных обязательств), а победитель из числа СМП и СОНКО представил вместо него подтверждающие сведения, то в реестр не вносят данные об обеспечении.
Правила ведения реестра не обязывают включать сведения об освобождении контрагента из числа СМП и СОНКО от обеспечения. В таком случае, если в реестре нет информации об обеспечении, это не основание для отрицательного результата проверки.
Письмо Казначейства России от 16.06.2022 N 07-04-05/14-14698

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Опыт участника не учли из-за неверного формата документов — УФАС нашло нарушение Закона N 223-ФЗ
Контролерам поступила жалоба, что опыт участника закупки неправильно оценили.
Заказчик возражал. По условиям закупки, чтобы подтвердить опыт, к заявке следовало приложить реестр из контрактов (договоров) в формате Word или Excel с возможностью копировать текст. Реестры в иных форматах, где копировать данные нельзя, к оценке не принимали. Участник представил документы в формате PDF, поэтому его опыт оценили в 0 баллов.
Контролеры признали жалобу обоснованной:
— требование к формату документов установили для копирования данных. Хотя участник направил их в формате PDF, они не были скан-копиями и допускали копирование, значит, условие закупки выполнили;
— заказчик не оценил заявку по формальному основанию. Такой подход нарушает принципы равноправия и справедливости и не дает выявить лучшее предложение.
Решение Пермского УФАС России от 16.06.2022 по делу N 059/07/3-492/2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы 

ВС РФ: недофинансирование не освобождает от неустойки за просрочку оплаты по госконтракту
Стороны заключили контракт на поставку электроэнергии. Заказчик оплатил ее с просрочкой, поэтому поставщик начислил пени по Закону об электроэнергетике.
Заказчик пени не выплатил:
— контракт зарегистрировали в ЕИС только 28 февраля 2020 года, поэтому обязанность по оплате возникла после этой даты;
— счет за декабрь 2020 года не могли оплатить, пока не заключили контракт на будущий год. Кроме того, лимиты на 2021 год довели лишь 20 января;
— неустойку неверно начислили в большем размере, чем допускает Закон N 44-ФЗ.
Три инстанции не поддержали заказчика:
— действие контракта распространили на отношения с 1 января 2020 года. Заказчик был обязан оплачивать энергию с этой даты;
— недофинансирование и организационные мероприятия заказчика в связи с заключением контракта или оплатой не освобождают от неустойки. Это не обстоятельства непреодолимой силы;
Закон об электроэнергетике носит специальный характер по отношению к Закону N 44-ФЗ, поскольку последний не учитывает особенности отношений в сфере энергоснабжения. Поставщик верно рассчитал неустойку на основании его норм.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Напомним, недавно Верховный суд поддержал сходную позицию.
Определение ВС РФ от 01.07.2022 N 307-ЭС22-12560

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам 

ВС РФ подтвердил: командировка директора не повод, чтобы не подписывать госконтракт в срок
Заказчик признал победителя электронного запроса котировок уклонившимся, поскольку тот вовремя не подписал контракт. Контролеры включили сведения в РНП.
Суд первой инстанции и апелляция посчитали их решение незаконным:
— в день, когда стало известно о размещении контракта, его не подписали, поскольку уведомление поступило в нерабочее время;
— в последний отведенный для подписания день директор — уполномоченное на заключение сделки лицо — был в командировке. Это подтвердили внутренними документами. Право подписи другим лицам он не передает.
Кассация заняла другую позицию:
— включение сведений в РНП — санкция за недобросовестное поведение;
— подавая заявку, участник должен учитывать неблагоприятные последствия в случае, если он нарушит Закон N 44-ФЗ (например, сорвет контракт).
ВС РФ согласился, что включение в РНП законно: победитель не принял всех мер, чтобы заключить контракт. Это создало условия, при которых заказчик не смог с минимальными издержками достичь результата закупки.
Дело не стали пересматривать.
Отметим, в практике есть пример, когда при сходных обстоятельствах сведения в реестр не включали.
Определение ВС РФ от 30.06.2022 N 305-ЭС22-9441

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам 

С 1 мая 2022 г. по 31 декабря 2023 г. в рамках пилотного проекта белорусские банки могут выдавать независимые гарантии участникам российской системы госзакупок
Участниками пилотного проекта являются: с российской стороны — Минфин, Минцифры, ФНС, Федеральное казначейство и ПФР.
С белорусской стороны на добровольной основе участвуют «Сберегательный банк «Беларусбанк», «Белвнешэкономбанк», «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», Банк ВТБ (Беларусь) и «МТБанк».
На подготовительном этапе с мая по июнь 2022 г. белорусские банки получают СНИЛС, квалифицированные сертификаты ключа проверки электронных подписей, ИНН, регистрируются, в том числе, в единой системе идентификации и аутентификации и в единой информационной системе в сфере закупок.
На втором этапе с июля 2022 г. по декабрь 2023 г. белорусские банки могут выдавать независимые гарантии и обеспечивать включение таких независимых гарантий в соответствующий реестр.
Постановление Правительства РФ от 12.07.2022 N 1238

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В заявках указали лекарство одного производителя из РФ — госзаказчику предписали применить нацрежим
Участник закупки пожаловался, что заказчик незаконно не применил ограничения допуска иностранных лекарств из ЖНВЛП. Из-за этого победителя определили неверно.
Заказчик считал, что поступил правильно, поскольку два участника предложили отечественное лекарство одного производителя. В таком случае ограничения допуска не применяют.
Контролеры не поддержали заказчика. Лекарства, которые произвели разные юрлица, но находятся в обороте по одному регистрационному удостоверению, — один и тот же товар. Однако, если его предложили разные держатели такого удостоверения, ограничения допуска нужно применять.
Отметим, в сходных условиях АС Поволжского округа занял противоположную позицию. Доказали, что участники предложили лекарство от разных владельцев удостоверения, но все стадии производства выполнила одна компания.
Решение Московского УФАС России от 20.06.2022 по делу N 077/06/106-9199/2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы 

УФАС: контракт без акта приемки не подтверждает опыт в госзакупке с доптребованиями
Заказчик проводил закупку работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — ОКН). Заявку участника отклонили, поскольку тот в подтверждение опыта представил контракт без акта приемки.
По мнению участника, заказчик поступил незаконно. Акты приемки не составляли, так как контракт этого не требовал. Для работ по сохранению ОКН это обычная практика.
Контролеры не поддержали участника:
— опыт в закупке с доптребованиями подтверждает только полный комплект документов. Исключений для актов приемки работ по сохранению ОКН нет. Заказчик поступил верно;
— к другой заявке приложили сходный контракт вместе с актом приемки. Значит, участник мог его подписать, но стороны сами определили, что этого делать не нужно.
Отметим, что такой подход применяют и к закупкам других работ с доптребованиями.
Решение Красноярского УФАС России от 17.06.2022 N 024/06/105-1538/2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы 

Скорректирован порядок осуществления закупок одноразовых пластиковых медицинских изделий
Так, с 1 августа 2022 года признается утратившим силу положение, согласно которому для целей осуществления закупок указанных медицинских изделий в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке определяется начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной Минздравом России совместно с Минпромторгом России.
Постановление вступает в силу с 1 августа 2022 года и не применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок и приглашения принять участие в которых направлены до 1 августа 2022 года, в том числе к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, до 1 августа 2022 года.
Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 N 1220

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросу формирования средневзвешенных цен на медицинские изделия одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для госзакупок
Сообщается, что для урегулирования указанного вопроса Минздравом России подготовлен ряд проектов нормативных правовых актов. Вносимые ими изменения позволят определить порядок расчета начальной максимальной цены контракта на указанные медицинские изделия в соответствии с приказом Минздрава России от 15.05.2020 N 450н, которым установлены единые правила расчета заказчиками НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
<Письмо> Минздрава России от 05.07.2022 N 25-3/3067277-7784

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Структурные подразделения Росавтодора и подведомственные ему учреждения освобождены от обязанности руководствоваться при планировании закупок предельными ценами за единицу товаров, работ, услуг, определенными при нормировании в сфере закупок
Решение принято в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 09.06.2022 N 1051 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084».
Распоряжение Росавтодора от 07.07.2022 N 2086-р

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Из диспозиции статьи 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» УК РФ исключено указание на иную личную заинтересованность как мотив преступления
Как отмечает законодатель, термин «иная личная заинтересованность» носит оценочный характер, и его содержание разъясняется в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», согласно которому «иная личная заинтересованность» представляет собой стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Однако имеющиеся разъяснения не являются исчерпывающими и не позволяют сделать однозначный вывод о соотношении, например, побуждений «иная личная заинтересованность» и «ложно понятые интересы службы». Таким образом, диспозиция статьи 200.4 УК РФ в действующей редакции является слишком широкой, что создает риски привлечения к уголовной ответственности по ней практически за любое нарушение законодательства в сфере закупок, если оно повлекло причинение крупного ущерба.
Федеральный закон от 14.07.2022 N 345-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)