Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс  с  11.07.2022 по 18.07.2022

Бухгалтеру бюджетной организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Утверждены перечни КБК на 2023 — 2025 годы
Приказ содержит 95 перечней. КБК подлежат применению при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с 2023 года.
Отличий от перечней на 2022 год немного. В составе приложений всего 1 изменение: исключили код направления расходов по федеральному проекту «Южный кластер».
В других приложениях корректировки точечные. Например, в них внесли коды доходов и целевых статей расходов по новым межбюджетным трансфертам.
Приказ Минфина России от 17.05.2022 N 75н

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

Начиная с плана ФХД на 2023 год надо соблюдать обновленные требования
Скорректировали Приказ N 186н.
Установили 2 новых требования к составлению обоснований. Если показатели поступлений на очередной год, 1-й или 2-й год планового периода изменились более чем на 20% по сравнению с отчетным периодом, учреждение должно сообщить учредителю причины этого. В обоснованиях по выплатам после утверждения годовой бухотчетности надо уточнять размер принятых и неисполненных на начало года обязательств.
Справочно указали: как возврат дебиторской задолженности прошлых лет признают в т.ч. отклоненный банком платеж, который перечислили до начала года.
Исключили контрольное соотношение к строке 26500. В ней отражают итоговые суммы выплат по контрактам, которые учреждение планирует заключить в рамках Закона N 44-ФЗ. Полагаем, фактически показатель этой строки равен сумме значений по строкам 26411, 26421, 26430, 26441 и 26451.
Уточнили, что план надо утвердить не позднее начала очередного года. Учредитель установит конкретный срок с учетом этого ограничения. Прежняя формулировка требования допускала иное толкование.
Если на последнюю отчетную дату бухотчетности у бюджетного учреждения есть просроченная кредиторская задолженность, план или его изменение вправе утвердить только учредитель. Для автономных учреждений аналогичного требования нет.
Также предусмотрели правило: при корректировке показателей по выплатам их новые значения не должны превышать сумму плановых поступлений и остатка на начало года.
Внесли и технические правки.
Приказ Минфина России от 08.06.2022 N 92н

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

Планируют скорректировать 2 федеральных стандарта внутреннего финаудита
Хотят изменить срок аудита годовой бюджетной отчетности. Процедуру надо будет завершить в течение месяца после того, как руководитель подпишет формы. При этом аудит нужно провести не позже, чем закончат проверку или ревизию данной отчетности органы государственного или муниципального финконтроля.
Сейчас по стандарту об аудите бюджетной отчетности процедуру надо завершить до того, как руководитель подпишет годовые формы.
В стандарте об определениях, принципах и задачах аудита предлагают уточнить, в каком направлении должны работать аудиторы, чтобы учреждение повысило качество финансового менеджмента. Например, закрепят критерии, по которым нужно оценивать экономность и результативность использования бюджетных средств.
Проект приказа Минфина России

Документ включен в информационный банк:
— Проекты правовых актов

Эксперимент по переходу учреждений на новую систему оплаты труда медиков отложили до 2025 года
Правительство приостановило до 1 января 2025 года действие документа, который предусматривает реализацию пилотного проекта.
Напомним, эксперимент планировали провести в 7 регионах с ноября 2021 года. Затем срок дважды переносили: сначала на декабрь 2021 года, а после — на июль 2022 года.
Пилотный проект хотят запустить, чтобы по его результатам установить единые требования к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных медучреждений.
Постановление Правительства РФ от 05.07.2022 N 1205

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

Казначейством направлена информация о бюджетном мониторинге в системе казначейских платежей
ТОФК при санкционировании операций на лицевых счетах осуществляют проведение бюджетного мониторинга и проверок, распоряжений о совершении казначейского платежа.
При проведении бюджетного мониторинга проверка наличия оснований, указанных в пунктах 10 и 11 статьи 242.13-1 БК РФ, и признаков финансовых нарушений, включенных в классификатор, а также применение мер реагирования проводится при осуществлении операций на сумму 600 тыс. рублей и более с лицевых счетов на банковские счета, открытые в кредитных организациях, за исключением выплат персоналу и платежей по контрактам (договорам), указанным в подпункте 4 пункта 3 статьи 242.23 БК РФ.
<Письмо> Казначейства России от 30.05.2022 N 07-04-05/12-12995

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Казначейством разработан временный порядок осуществления возврата плательщику (зачисления на другой казначейский счет) денежных средств, поступивших на казначейские счета
Временный порядок применяется до реализации необходимых доработок информационных систем Федерального казначейства (01.01.2023) в случае передачи ТОФК отдельных функций финансового органа субъекта (муниципального образования).
<Письмо> Казначейства России от 11.07.2022 N 07-04-05/05-17044

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Кассация: молоко нельзя выдавать за счет ОМС, если вредник работает меньше половины рабочего дня
В начале года мы рассказывали о ситуации, когда молоко выдавали медсестре, которая работала на 0,25 ставки по 1 ч 57 мин. в день. По общим правилам гарантию предоставляют только тем, кто трудится во вредных условиях не менее половины смены. Организация сочла сменой неполный рабочий день медсестры.
Первая инстанция и апелляция признали расходы на покупку молока нецелевыми. Сменой надо считать полный рабочий день. При норме 39 ч в неделю и 5-дневном графике одна смена составит 7 ч 48 мин. Половина нормы — это 3 ч 54 мин. В день медсестра столько не работала, поэтому права на молоко у нее нет. Сотрудница могла бы рассчитывать на гарантию при работе, например, 7 ч 48 мин. один раз в неделю или по 3 ч 54 мин. через день.
Кассация поддержала выводы.
Постановление АС Московского округа от 07.06.2022 по делу N А41-50523/2021

Документы включены в информационный банк:
— Арбитражный суд Московского округа

 

КС РФ: чиновник вправе подтвердить законность доходов косвенными доказательствами
По закону, если госслужащий, обязанный подавать сведения о доходах, купил недвижимость или некоторые другие объекты на крупную сумму, он должен доказать легальность источника оплаты. В противном случае считают, что сотрудник получил средства незаконно. Суд по иску прокурора изымает имущество.
Чиновник назвал источником оплаты выручку от продажи сельхозпродукции от личного подсобного хозяйства. Подтверждающие документы он не представил. Прокурор и суды решили, что такие доходы засчитать нельзя.
Сотрудник обратился в Конституционный суд. Тот не согласился с судами и обязал их пересмотреть дело.
Источник средств можно обосновать любыми допустимыми доказательствами. КС РФ уже указывал на это в 2016 году.
Учитывать надо не только документы, в которых есть точный размер доходов. Принимают и косвенные подтверждения. В данном случае, например, чиновник мог позволить прокуратуре обследовать подсобное хозяйство. По результатам процедуры установили бы потенциальную доходность и зафиксировали ее в акте.
Если служащий привел сумму от продажи в сведениях о доходах, ее можно принять. Он вправе не предоставлять подтверждающие документы, поскольку оформлять их при реализации такой продукции необязательно. Это не мешает прокурору доказывать явную несоразмерность суммы реальным возможностям хозяйства.
КС РФ также не принял иные аргументы судов: площадь участка превышала лимит по Закону о личном подсобном хозяйстве, чиновник не уплатил с доходов НДФЛ. За это назначают иное наказание.
Постановление КС РФ от 04.07.2022 N 27-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Решения высших судов

Пояснили, как учреждению хранить электронную первичку, если оно ведет учет в ЕИС
Минфин напомнил, что по правилам в архиве организации должно быть не менее двух экземпляров электронных документов. Если первичку и регистры обрабатываете в единой автоматизированной информсистеме, их хранение обеспечивает она.
Однако за сохранность документов отвечает учреждение, поэтому оно само решает, как достичь нужного результата.
Письмо Минфина России от 27.05.2022 N 02-07-10/50875

Документ включен в информационный банк:
— Вопросы — ответы (бюджетные организации) 

Казначейством даны разъяснения о порядке проведения ТОФК бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей
Территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) проводят бюджетный мониторинг в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения.
Разъяснены требования к проведению такого мониторинга и информационному взаимодействию финансовых органов, ТОФК и государственных (муниципальных) заказчиков.
<Письмо> Минфина России N 09-02-09/65216, Казначейства России N 07-04-05/12-16709 от 07.07.2022

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В новой редакции изложены коды нарушений (рисков), предусмотренных Классификатором нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере
В таблице приведены, в числе прочего, код нарушения (риска), описание выявляемых нарушений (рисков), правовые основания квалификации нарушения (риска).
«Изменения в классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере N 8″
(утв. Казначейством России 07.07.2022)Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)
Должность исключили из перечня ротационных — суд обязал изменить существенные условия контракта
Госорган не изменил контракт с чиновником, когда исключил его должность из перечня ротационных. Срок отношений истек, и сотрудника уволили. Он через суд добился восстановления.
То, что должность входит в перечень ротационных, признают существенным условием контрактов. Чтобы его изменить, наниматель должен предупредить сотрудника за 2 месяца. Контракт расторгают, только если стороны не достигли соглашения. Наниматель эти требования не выполнил.
Также надо было установить неопределенный срок действия контракта. После того как должность сотрудника исключили из перечня ротационных, у госоргана не стало оснований ограничивать длительность отношений.
Решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 18.04.2022 N 2-598/2022~М-138/2022

Документы включены в информационный банк:
— 4 кассационный округ

КС РФ: если госслужащий не согласен с изменением функционала по должности, ее можно только сократить
Госорган решил создать новое подразделение и переместить в него ряд сотрудников. Одному из них хотели дать ведущую должность вместо главной. Наниматель счел новшество изменением существенных условий контракта.
Чиновник не согласился занять предложенную должность. Из-за этого его уволили. Суды встали на сторону госоргана.
Бывший служащий обратился в Конституционный суд. Тот не поддержал подход нанимателя и обязал суды пересмотреть дело.
Должности разделяют на категории и группы исходя из уровня сложности труда, самостоятельности, ответственности служащего и т.д. Все это предопределяет функционал сотрудника. Если госорган изменяет категорию или группу, он корректирует должностные обязанности. Однако Закон о госслужбе запрещает изменять данное условие контракта.
Корректировку нельзя считать переименованием должности. Оно происходит, если аналогичную поправку вносят в реестр должностей, а регистрационный номер должности сохраняют. Переименование проводят и в случае, когда штатную единицу перемещают в иное подразделение. Однако такие корректировки не предполагают изменения категории и группы либо других условий контракта.
Наниматель фактически ввел новую должность и установил по ней обязанности, сходные с теми, которые выполнял сотрудник. В такой ситуации надо сократить прежнюю ставку, если госорган не планирует ее сохранить.
О похожем случае мы недавно сообщали. Центральный районный суд г. Кемерово указал: штатная численность в итоге не изменилась, однако это произошло лишь потому, что одновременно с сокращением ввели новую ставку.
Выводы КС РФ обязаны применять все. Теперь никто не вправе толковать закон иначе.
Постановление КС РФ от 07.07.2022 N 29-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Решения высших судов

Суд: за время вынужденного прогула «северный» отпуск не дают, если чиновник не жил в таком районе
После восстановления в должности госслужащий попросил предоставить ему все накопленные дни отпуска. Наниматель дал только часть из них. Он знал, что в период вынужденного прогула сотрудник не жил в северных районах, поэтому отказал в дополнительном отпуске за службу в особых климатических условиях.
Служащий оспорил решение. Свои требования он обосновал тем, его незаконно лишили возможности работать на севере.
Суд поддержал нанимателя. По Закону о гарантиях северянам дополнительный отпуск дают, чтобы возместить материальные и физиологические затраты из-за работы и проживания в экстремальном климате. Служащий их не понес. Причина этого неважна.
Решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 18.04.2022 по делу N 2-1389/2022~М-586/2022

Документы включены в информационный банк:
— 1 кассационный округ

В Бюджетном кодексе закреплены нормативы зачисления в бюджетную систему доходов от уплаты страховых взносов
Внесение изменений и утверждение нормативов зачисления платежей в бюджеты связано с объединением ПФР и ФСС в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Приостановлено до 1 января 2023 года действие положений пункта 1 статьи 145 Бюджетного кодекса РФ в отношении составления проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в части ПФР и ФСС.
Федеральный закон от 14.07.2022 N 264-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Подготовили рекомендации к сезону гриппа и ОРВИ
Советы, которые могут дать работодателям на 2022 — 2023 годы (с. 6 проекта):
— измерять температуру тела сотрудников до работы и в течение дня, если нужно;
— организовать иммунизацию против гриппа;
— отстранять от работы лиц с повышенной температурой или признаками инфекции;
— не допускать переохлаждения лиц, которые выполняют обязанности зимой на открытом воздухе, предоставлять им помещения для обогрева и приема пищи.
В период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ порекомендуют обеспечить тех, кто работает с населением, медицинскими масками, респираторами и перчатками.
Общественное обсуждение проекта завершат 26 июля.
Проект постановления Главного государственного санитарного врача РФ

Перейти к документу

Статданные о травматизме за 2022 год нужно сдать по новой форме
Росстат обновил форму 7-травматизм и приложение к ней. Среди новшеств можно выделить такие:
— форму, приложение и указания по их заполнению утвердили одним приказом. В приложении скорректировали круг респондентов, чтобы привести его в соответствие с формой;
— изменили сроки сдачи: с отчета за 2022 год документы нужно подавать с 20 февраля по 1 марта. Ранее срок был с 1-го рабочего дня после отчетного года по 25 января. Периодичность подачи документов не изменили: форму представляют раз в год, а приложение — раз в 3 года.
Приказ Росстата N 485 от 01.07.2022

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

Регионы и муниципалитеты вправе сами решить, насколько ограничить финансовый контроль в 2022 году
В апреле правительство запретило Казначейству до 1 января 2023 года проводить проверки ГРБС, РБС и ПБС. Регионам и муниципалитетам рекомендовали установить для своих органов внутреннего государственного и муниципального финконтроля аналогичное ограничение. Минфин пояснил, что власти могут распространить действие моратория и на иные объекты и методы контроля.
Напомним: запрет на проверки Казначейства не затрагивает мероприятия, которые проводят по поручению президента, правительства, а также по требованию генерального прокурора, ФСБ, МВД.
Письмо Минфина России от 25.05.2022 N 02-09-10/48734
Письмо Минфина России от 23.05.2022 N 02-09-10/47971
Документы включены в информационный банк:
— Вопросы — ответы (бюджетные организации) 
Обновят перечень кодов целевых субсидий для федеральных учреждений
Для субсидий на развитие образования введут код 08-19. По нему планируют отражать, например, средства на охрану здоровья обучающихся: профилактику заболеваний, оздоровление, занятие физкультурой и спортом, организацию питания.
Также расширят назначение субсидий по кодам 01-02, 03-02, 03-07, 08-14 и 08-15.
Напомним, коды используют при санкционировании расходов учреждений за счет субсидий на иные цели и капвложения.
Проект приказа Минфина России

Перейти к документу