Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 27.06.2022 по 04.07.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеолекция: Квотирование закупок российской продукции по Закону № 223-ФЗ
Законодательство о закупках активно меняется в связи с политикой импортозамещения. Так, установлены квоты на приобретение товаров российского происхождения. Кроме того, введена обязательная ежемесячная отчетность о таких закупках и отчетность по итогам года – о достижении минимальной доли.

Содержание лекции:

Лектор: Маковлева Екатерина Евгеньевна, руководитель направления дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ», эксперт в области методического и правового сопровождения в сфере регулируемых закупок, автор обучающих курсов и методик

Продолжительность лекции — 18:49 мин.

Видеолекция: Квотирование закупок российской продукции по Закону № 223-ФЗ
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.
Минфин: госзаказчикам следует указывать в закупке новое единое требование к участникам из-за санкций
С 3 мая федеральным, региональным органам госвласти, органам местного самоуправления и др. запретили в числе прочего совершать сделки с лицами под санкциями.
Минфин, в частности, разъяснил: на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в извещении надо устанавливать требование, что участниками закупки не могут стать такие лица. Их перечень уже определило правительство.
Соответствие этому требованию подтвердят, к примеру, сведения из выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП (их нотариальные копии). Такую информацию направит оператор ЭП в составе заявки. Тот факт, что участник отвечает данному условию, проверит комиссия по закупкам. Ей следует отклонить заявку, если сведения об участнике есть в перечне.
Отметим пример из практики, когда контролеры нашли нарушение в том, что заказчик не установил в закупке указанное требование.
Письмо Минфина России от 09.06.2022 N 24-06-06/54846

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Разъяснили, как применять послабления по нормированию цен в госзакупках
Минфин отметил: если заказчикам разрешили приобретать в 2022 году товары, работы и услуги без учета предельных цен, НМЦК нужно определять в общем порядке.
Ведомство уточнило, что предельные цены по-прежнему обязательны лишь в закупках для федеральных нужд:
— средств и услуг подвижной связи;
— планшетов и ноутбуков;
— услуг интернет-провайдеров;
— служебных легковых авто.
Руководители федеральных госорганов вправе изменить нормативы цен этих товаров и услуг в пределах индекса потребцен по данным Росстата. Например, в апреле можно было определить индекс так: нормативную величину умножить на индекс потребцен по итогам I квартала 2022 года. Данный механизм индексации можно применять и сейчас.
Информационное письмо Минфина России от 20.06.2022 N 24-01-09/58114

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ВС РФ подтвердил, какие убытки можно взыскать с госзаказчика, если закупку отменили по его вине
Победитель аукциона предоставил независимую гарантию и вовремя подписал контракт. Заказчик этого не сделал, о причинах не сообщил.
Позднее выяснили, что контролеры предписали отменить результаты закупки из-за нарушений заказчика. Победитель потребовал возместить расходы на оформление гарантии. Заказчик отказал: госконтракт не заключили, гарантия не действовала, комиссию следует требовать с банка.
Три инстанции взыскали с заказчика расходы на оформление гарантии и частично оплату услуг представителя:
— победитель исполнил обязательства, однако закупку отменили по вине заказчика. Из-за этого у победителя возникли убытки;
— заказчик вел себя недобросовестно. Ему выдали предписание, но он не сообщил об этом победителю, при этом согласовал текст гарантии на следующий день;
— пока уведомление об отмене торгов не опубликовали на электронной площадке, победитель не знал, что результаты закупки обжаловали, а заказчику предписали их отменить.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Напомним, ранее Верховный суд в сходных обстоятельствах поддержал нижестоящие инстанции и взыскал с заказчика комиссию за оформление гарантии, поскольку закупку отменили по его вине. Компенсировать услуги представителя тогда не требовали. К подобным выводам недавно приходил и АС Северо-Западного округа.
Определение ВС РФ от 15.06.2022 N 307-ЭС22-8721

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам 

Внесены изменения в перечни промышленной продукции, которая должна соответствовать определенным требованиям в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ
Речь идет о требованиях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
В перечни продукции, относящейся к отрасли специального машиностроения, а также энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности внесенными изменениями включены новые позиции, а также ряд позиций излагается в новой редакции.
Кроме того, для целей осуществления госзакупок в отношении некоторых позиций устанавливаются процентные показатели технологических и производственных операций в целях получения заключения о подтверждении их производства на территории РФ.
Предусматривается, что выданные Минпромторгом России заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ в отношении продукции, включенной в разделы III и V приложения к Постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719, действительны до окончания установленного срока их действия.
Постановление Правительства РФ от 22.06.2022 N 1120

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минимальный размер инвестиций для заключения офсетного контракта на поставку товара для обеспечения госнужд субъектов РФ снижен с 1 миллиарда до 100 миллионов рублей
Документом, в числе прочего, устанавливается максимальный объем товара и (или) услуги, поставку и (или) оказание которых поставщик, с которым заключен контракт со встречными инвестиционными обязательствами, вправе осуществить в течение одного календарного года при исполнении контракта — такой объем не должен превышать 30% количества товара и (или) объема услуги, соответственно произведенного и (или) оказанной поставщиком (исполнителем) в течение календарного года.
Законом для обеспечения нужд двух и более субъектов РФ предусмотрена возможность осуществления совместных закупок для заключения офсетных контрактов. В указанном случае минимальный объем инвестиций, подлежащих осуществлению поставщиком, с которым заключен такой контракт, устанавливается на уровне четырехсот миллионов рублей.
При этом, в 2022 и 2023 годах минимальный объем инвестиций при заключении таких контрактов устанавливается на уровне 100 млн рублей.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Федеральный закон от 28.06.2022 N 231-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфином России разъяснен порядок осуществления госзакупок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2022 года N 937
Отмечено, что с 1 июля 2022 года станет устанавливаться случай обязательного предъявления заказчиком требования к участникам закупки об отсутствии информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включенной в него в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Указанное требование устанавливается заказчиком:
при осуществлении любых закупок любых товаров, работ, услуг. Требование устанавливается заказчиком в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены с 1 июля 2022 г., а также при заключении с 1 июля 2022 г. контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в обязательном порядке, если заказчиком не реализовано право установить более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в реестре, включенной в реестр по любым основаниям. Если заказчиком такое право реализовано, то данное требование не устанавливается.
Информационное письмо Минфина России от 27.06.2022 N 24-01-09/61077 «О применении постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2022 г. N 937»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Оператор удержал обеспечение третьей заявки — ВС РФ согласился взыскать неосновательное обогащение
Участник за день подал 2 заявки и внес обеспечение на спецсчет. Обе отклонили. Поскольку ранее в этом квартале заявку участника уже отклоняли, оператор ЭП перечислил обеспечение третьей по счету заявки заказчику.
Три инстанции взыскали неосновательное обогащение:
— обязательное условие для такой финансовой санкции — систематичность нарушения. Участник должен знать, что 2 его заявки в квартале уже отклонили, но игнорировать последствия. Это не подтвердили;
— участник подал 2 заявки с аналогичными недостатками почти одновременно. Это одно нарушение. Поскольку систематичность не доказали, обеспечение удержали незаконно.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
К сходным выводам приходил, в частности, АС Северо-Западного округа. Однако в практике есть пример, когда довод об отсутствии систематичности нарушения не помог участнику, так как он знал об ошибках. При этом оператор не вправе устанавливать вину, он только констатирует факт трехкратного нарушения.
Определение ВС РФ от 14.06.2022 N 303-ЭС22-8443

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам 

Рассмотрен вопрос о сокращении сроков оплаты контрактов в строительстве
Сообщается, в частности, что согласно Закону N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января 2022 года по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, за исключением отдельных случаев.
Этим Законом предусмотрено, что приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги происходит в соответствии с условиями, установленными контрактом, при этом порядок оформления результатов такой приемки устанавливается в соответствии с частью 13 статьи 94 данного Закона.
<Письмо> Минстроя России от 16.05.2022 N 21357-ВК/08 <О сокращении сроков оплаты контрактов в строительстве>

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ВС РФ: объект по госконтракту построили качественно, но отступили от проекта — работы нужно оплатить
Стороны заключили строительный контракт. Заказчик работы не принял, поскольку результат не отвечал проектной документации. Он получил выплату по гарантии.
По мнению подрядчика, работы выполнили качественно, а от проекта отступили по объективным причинам. Он обратился в суд, чтобы взыскать среди прочего долг, неустойку, неосновательное обогащение (выплату по гарантии).
Три инстанции его поддержали:
— подрядчик отступил от проекта, техзадания и сметы, но это не ухудшило результат. Объект можно использовать по назначению, он качественный и отвечает нормам. Заказчик обратное не доказал;
— чтобы ввести объект в эксплуатацию, можно изменить проектную документацию под то, что уже построили. Полная повторная госэкспертиза не нужна;
— заказчик знал, что необходимо изменить проектную документацию, выдал подрядчику техзадание. При этом помешал получить положительное решение госэкспертизы, так как не передал необходимые исходные данные подрядчику;
— отступление от проекта не увеличило стоимость работ;
— гарантия нужна, чтобы покрыть конкретные убытки заказчика или неустойку. Однако он не доказал, что получил выплату для этого.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Определение ВС РФ от 17.06.2022 N 302-ЭС22-9204

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам