Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 18.04.2022 по 25.04.2022
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Видеолекция: Комиссия по закупкам в рамках Закона № 44-ФЗ |
Как изменилась работа комиссии по осуществлению закупок? Кто может быть включен в ее состав? В чем особенности этапа подписания протоколов электронной подписью? На каком основании может быть отклонена заявка участника? Какие новые основания появились в этом году?
Содержание лекции:
Лектор: Маковлева Екатерина Евгеньевна, руководитель направления дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ», эксперт в области методического и правового сопровождения в сфере регулируемых закупок, автор обучающих курсов и методик Продолжительность лекции: 19:44 мин. |
Видеолекция: Комиссия по закупкам в рамках Закона № 44-ФЗ
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля. |
|
Опубликовали поправки об обеспечительной гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ |
Среди прочего установили требования к независимой гарантии при конкурентных закупках у СМСП.
Так, для обеспечения заявок и договоров заказчик примет гарантии, например, банков из перечня по Закону N 44-ФЗ.
В гарантию включают ряд условий, в частности о сроке действия:
— не менее 1 мес. с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок;
— не менее 1 мес. с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора.
Гарантия для обеспечения договора не должна содержать условие о представлении гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств.
Правительство утвердит среди прочего доптребования к независимой гарантии и ее форму.
Большинство поправок заработает с 1 июля. Положения о закупках нужно привести в соответствие с ними до 1 октября.
|
Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Минфином разъяснены требования, касающиеся неразмещения в единой информационной системе сведений о закупках |
Сообщается, в частности, что требования постановления Правительства РФ от 6 марта 2022 г. N 301 распространяются исключительно на заказчиков, в отношении которых введены санкции и (или) меры ограничительного характера. При этом данные требования не применяется, например, при осуществлении закупок дочерней организацией заказчика (не являющегося кредитной организацией), в отношении которого введены санкции.
В реестр договоров также перестают вноситься информация и документы об исполнении, изменении, расторжении тех договоров, информация о заключении которых ранее была включена в реестр договоров.
Обращено также внимание на то, что Постановление N 301 не распространяется на отношения, связанные с осуществлением закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 307-ФЗ, в том числе закупок для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
|
Информационное письмо Минфина России от 18.04.2022 N 24-01-09/34211
Документ включен в информационный банк: |
|
ВС РФ напомнил: порядок оценки заявок по Закону N 223-ФЗ не может зависеть от режима налогообложения |
Заказчик установил порядок оценки заявок без учета НДС. Контролеры признали это нарушением.
Суды трех инстанций их поддержали, поскольку:
— цену в заявке нужно указывать без НДС. Это вынуждает участников на ОСН снижать ценовое предложение на сумму налога, чтобы оно не превысило НМЦД. В противном случае заявку не стали бы рассматривать;
— такой порядок оценки создает преимущества для плательщиков НДС, поскольку вычет налога из цены в заявке позволяет победить с ценой выше, чем у участников на УСН;
— Закон N 223-ФЗ не разрешает заказчику производить вычеты из ценовых предложений участников.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Мнение о том, что нельзя приводить ценовые предложения участников с разными системами налогообложения к единому базису, ВС РФ высказывал и раньше. Его также разделяют, в частности, АС Московского и Северо-Западного округов, а также Московский УФАС.
Отметим, в практике есть и иной подход.
|
Определение ВС РФ от 04.04.2022 N 304-ЭС22-2729
Документ включен в информационный банк: |
|
Работы выполнили без госконтракта из-за сложной эпидситуации в регионе — суды обязали их оплатить |
Общество выполнило работы в больнице по устному соглашению с заказчиком из-за срочной необходимости в связи с напряженной эпидситуацией в регионе. Заказчик отказался подписывать акты приемки, работы в полном объеме не оплатил. Среди прочего он пояснил: нужды в работах не было, правоотношения не могли возникнуть без конкурентной процедуры.
Подрядчик обратился в суд, чтобы взыскать основной долг и проценты за пользование чужими средствами.
Три инстанции поддержали его требование:
— факт того, что работы выполнили, доказывают, в частности, переписка сторон и акты приемки с подписью сотрудника заказчика;
— потребность в работах подтвердили сведения из контракта с тем же предметом;
— отсутствие контракта при экстренной необходимости в работах из-за сложной эпидобстановки не означает обход положений Закона N 44-ФЗ. Это также не доказывает, что фактических отношений не было.
Отметим, по общему правилу работы без контракта заказчик оплачивать не обязан. На это недавно обращал внимание ВС РФ.
|
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 01.04.2022 по делу N А46-22306/2020
Документ включен в информационный банк: |
|
Исполнитель по госконтракту не принял дисциплинарных мер — суды увидели в этом недобросовестность |
Стороны заключили контракт на охранные услуги. Заказчик расторг его в одностороннем порядке из-за ненадлежащего исполнения. Контролеры включили сведения в РНП.
Три инстанции поддержали такое решение:
— работники исполнителя не раз нарушали контракт: во время дежурства спали, находились в нетрезвом виде, причиняли ущерб имуществу заказчика, не обеспечивали пропускной режим;
— исполнитель не принял дисциплинарных мер, а только заменил работников. Это не привело к должному результату.
|
Постановление АС Уральского округа от 07.04.2022 по делу N А60-33544/2021
Документ включен в информационный банк: |
|
Минфин предлагает расширить перечни товаров, при госзакупке которых должна предоставляться ценовая преференция |
Согласно проекту, перечень товаров, при госзакупке которых должна предоставляться ценовая преференция в размере 15%, увеличивается до 287 позиций (в настоящее время включает 152 позиции). В расширенный перечень включены рыба свежая морская и пресноводная, мука, шоколад и пищевые продукты, содержащие какао, фанера, зеркала, сталь, прокат листовой, кассовые терминалы, банкоматы и аналогичное оборудование, сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и рационального природопользования, оригиналы программного обеспечения, и прочее.
Перечень товаров, при госзакупке которых должна предоставляться ценовая преференция в размере 20%, может быть расширен до 68 позиций (в настоящее время — 34 позиции).
В числе новых позиций — оборудование для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, для текстильного, швейного и кожевенного производства, для производства бумаги и картона, для обработки резины и пластмасс, снегоболотоходы, вездеходы, электростанции и т.д.
|
Проект Приказа Минфина «О внесении изменений в приложение N 1, приложение N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» | |
Юридическим лицам, осуществляющим закупки, рекомендовано предусматривать авансовые платежи |
Юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», рекомендуется при заключении гражданско-правового договора, подлежащего исполнению в 2022 году, устанавливать аванс в размере не менее 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора при условии обеспечения надлежащего контроля за расходованием таких средств.
|
Информационное письмо Минфина России от 19.04.2022 N 28-05-07/34796
Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф) |
|
До 2 лет с даты выдачи продлен срок действия акта экспертизы, подтверждающего происхождение из государства-члена ЕАЭС отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок |
Также в новой редакции изложены некоторые позиции перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из государства — члена ЕАЭС.
Кроме того, до 30 июня 2023 года продлевается срок действия изменений, внесенных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 24.12.2021 N 145 в Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок.
|
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.04.2022 N 53
Документ включен в информационный банк: |
|
Определили, какие условия строительных госконтрактов можно менять из-за непредвиденных обстоятельств |
Если при исполнении строительного контракта возникли обстоятельства, из-за которых его нельзя исполнить, то в 2022 году среди прочего можно менять:
— объем и (или) виды работ по контракту, спецификации и типы оборудования из проектной документации;
— размер аванса. По данному основанию можно также его установить, если ранее стороны этого не сделали;
— порядок приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ.
Изменения можно внести в пределах ЛБО.
Для этого контрагент направляет заказчику документально обоснованное предложение и подписанный проект соглашения о корректировке контракта. У заказчика есть 10 рабочих дней, чтобы:
— подписать соглашение, направить его контрагенту и включить информацию об изменениях в реестр контрактов;
— письменно сообщить контрагенту об отказе от подписания и обосновать его.
Правительство рекомендует учитывать новшества также заказчикам по Закону N 223-ФЗ.
Изменения вступили в силу 18 апреля.
|
Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680
Документ включен в информационный банк: |
|
Внесены изменения в перечень товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В указанный перечень включены новые позиции, также некоторые позиции изложены в новой редакции.
|
Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2022 N 952-р
Документ включен в информационный банк: |
||
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ | |||
Установлены размеры авансовых платежей по контрактам, заключенным заказчиками Ямало-Ненецкого автономного округа, и внесении изменений в пункт 6 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2021 года N 1282-П |
Установлено, что заказчики ЯНАО по соглашению сторон, на основании ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ вправе внести изменения в заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления контракты на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в части увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей.
Кроме того, документом внесены изменения в п. 6 постановления Правительства ЯНАО «О мероприятиях по реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об окружном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», так исполнительные органы государственной власти ЯНАО и иные государственные органы ЯНАО, государственные казенные учреждения ЯНАО при заключении и (или) изменении гражданско-правового договора, в том числе предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги от имени ЯНАО, вправе предусматривать аванс (предварительную оплату) в размере от 50 до 90 процентов суммы договора, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующие цели на финансовый год, в заключаемых договорах, средства финансового обеспечения которых подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению (ранее — в размере до 30 процентов суммы договора, но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств).
|
Постановление Правительства ЯНАО от 15.04.2022 N 357-П
Документ включен в информационный банк: |