Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с  21.02.2022 по 28.02.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеолекция «Изменения в закупочных процедурах по Закону № 44-ФЗ» Лектор расскажет об основных изменениях в порядке проведения закупок с 01.01.2022.

В частности, как сокращен перечень способов закупок и скорректированы их правила. Как по-новому проводится запрос котировок и закупка у единственного поставщика.

Лектор: Беляева Ольга Александровна, главный научный сотрудник, завкафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, профессор РАН, доктор юридических наук.

Продолжительность видеолекции — 14 минут.

Видеолекция «Изменения в закупочных процедурах по Закону № 44-ФЗ»

Перейти к видеолекции

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

Подписан закон, обязывающий уполномоченные банки предоставлять льготное финансирование головным исполнителям и исполнителям гособоронзаказа
Условия такого льготного финансирования будут устанавливаться Правительством РФ.

Кроме этого, изменениями не допускается начисление процентов за пользование уполномоченным банком денежными средствами, находящимися на отдельном счете, и установлен запрет на размещение на депозитах остатков таких средств.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Договоры, ранее заключенные уполномоченными банками с головными исполнителями и исполнителями по гособоронзаказу, должны быть приведены в соответствие с внесенными изменениями в течение девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 25.02.2022 N 29-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфин пояснил, какие условия госзакупки нельзя менять при корректировке извещения С 1 января уточнили порядок внесения изменений в извещение. По новым правилам при его корректировке нельзя менять в том числе наименование объекта закупки, а не сам объект.

Ведомство указало: характеристики из описания объекта закупки тоже не меняют.

Письмо Минфина России от 10.12.2021 N 24-06-08/100772

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Минфин разъяснил нюансы применения доптребований к участникам госзакупок и порядка оценки их заявок С 1 января действуют новые доптребования к участникам закупок. Их сгруппировали в разделы в зависимости от сферы товаров, работ, услуг.

Ведомство отметило: вид или сфера деятельности заказчика не образует условия для применения таких требований (с. 7 письма). Отметим, в административной практике есть иное мнение.

С указанной даты обновили и порядок оценки заявок участников закупок. При оценке по критерию «цена контракта» 100 баллов присваивают заявке с лучшим ценовым предложением. Другим заявкам баллы начисляют после сравнения с лучшей ценой. Среди прочего ведомство привело пример расчета.

Оно также отметило: если иное ценовое предложение выше лучшего минимум в 2 раза, результат вычисления станет отрицательным. Это значит, что оно многократно хуже лучшего и ему надо присвоить 0 баллов (с. 8 — 9 письма).

Информационное письмо Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 «О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ВС РФ: порядок оценки заявок устанавливают в зависимости от объекта закупки по Закону N 223-ФЗ Участник закупки проектных работ пожаловался, что порядок оценки заявок по показателю «деловая репутация» не позволяет выявить квалификацию участников. Он не связан с объектом закупки.

Деловую репутацию оценивали на основании:

— лицензий в сфере охраны (сохранения) объектов культурного наследия, а именно: сколько непрерывных лет участник ей обладает;

— письменного обоснования перерыва между сроками действия лицензий (при наличии);

— документов о дате создания организации-участника.

Без подтверждающих документов баллы не начисляли.

Контролеры и суды трех инстанций признали порядок оценки формальным, поскольку он:

— не связан ни с квалификацией участника, ни с объектом закупки;

— не определяет уровень деловой репутации. Его нельзя выявить по наличию лицензий.

Суды также отметили, что обоснование перерыва допускает субъективное толкование. Неясно, как оценивать его причины.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2022 N 307-ЭС21-28130 по делу N А56-79757/2020 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

КС РФ: участие хозяйствующего субъекта в электронном аукционе и исполнение заключенного по его результатам госконтракта в отсутствие надлежаще оформленной лицензии не могут быть признаны недобросовестной конкуренцией
Взаимосвязанные положения статьи 14.8 и части 3 статьи 51 Федерального закона «О защите конкуренции» не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что участие хозяйствующего субъекта в электронном аукционе и исполнение заключенного по его результатам контракта в отсутствие у него надлежаще оформленной лицензии, позволяющей осуществлять деятельность по исполнению государственного (муниципального) контракта, не могут быть признаны недобросовестной конкуренцией и влечь возложение на него обязанности перечислить в федеральный бюджет доход, полученный им по этому государственному (муниципальному) контракту, на одном лишь том основании, что у него отсутствует такое разрешение, если данное несоответствие положениям законодательства, требующим наличия разрешения, могло быть установлено комиссией по осуществлению закупок в рамках исполнения ею своих обязанностей при обычной внимательности и осмотрительности, а хозяйствующий субъект не совершил каких-либо действий (бездействия), направленных на сокрытие этого несоответствия.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 N 7-П 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Суды: у заказчика закончились деньги — оснований не платить за услуги по госконтракту нет
Стороны заключили контракт на услуги по приготовлению и поставке горячего питания в спецприемник по цене исходя из его среднесуточной наполняемости. Обязательства выполняли по заявкам.

Исполнитель обратился в суд, поскольку заказчик не оплатил часть услуг.

Суды трех инстанций его поддержали:

— наполняемость приемника оказалась больше, чем определили в контракте, поэтому деньги на оплату потратили до окончания срока его действия. Несмотря на это, заказчик продолжал направлять заявки на услуги, а исполнитель их оказывать;

— факт оказания услуг доказали. Претензий по объему и качеству заказчик не заявил;

— социально значимые услуги оказывают бесперебойно. Недостаток финансирования не должен на это влиять. Такая причина не повод не оплачивать фактически оказанные услуги.

С заказчика взыскали основной долг и неустойку за просрочку оплаты.

Сходную позицию недавно высказывал, в частности, ВС РФ.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.02.2022 N Ф02-7787/2021 по делу N А78-5418/2021 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

Организатор закупки в сфере осуществления кадастровой деятельности вправе включать в состав документации требования о наличии квалифицированного кадрового состава у участников и/или привлекаемых субподрядчиков, данный факт не свидетельствует о наличии нарушения законодательства
Антимонопольный орган посчитал, что в документации о проведении запроса предложений на право заключения договора в области технической инвентаризации и кадастровых работ содержатся избыточные обязательные требования к участникам закупки (документы, подтверждающие повышение квалификации кадастровыми инженерами и наличие действующей усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи кадастровых инженеров, действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров), и признал действия организатора, отклонившего заявку участника, незаконными.

Организатор запроса обратился с заявлением о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа удовлетворил требование, поскольку речь идет об установленных действующим законодательством ограничениях в отношении круга лиц, обладающих правом на осуществление кадастровой деятельности.

При этом само по себе включение в закупочную документацию указанных требований к участнику закупки не влечет за собой ограничение конкуренции, так как участник вправе привлечь для исполнения договора субподрядчиков, предоставив доказательства, гарантирующие возможность осуществления ими кадастровых работ.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.02.2022 N Ф04-8603/2021 по делу N А75-459/2021

Документ будет включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа