Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 07.02.2022 по 14.02.2022
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
ЦБ РФ опять повысил ключевую ставку | С 14 февраля ключевая ставка равна 9,5%, что на 1 процентный пункт больше предыдущего значения. Это восьмое повышение подряд и первое в 2022 году. Большинство аналитиков ожидали такого решения, ведь инфляция продолжает держаться на высоком уровне.
По информации Минэкономразвития, темпы инфляции составляют 8,73%. Этот показатель более чем в 2 раза превышает цель ЦБ РФ в 4%. Основная причина — ускоренный рост цен на продовольственные товары и услуги, в том числе зарубежный туризм. |
Документ включен в информационный банк: |
|
ЦБ РФ пояснил, как банкам и МФО нельзя согласовывать с клиентами условия потребкредита или займа |
Некоторые кредиторы получают согласие с индивидуальными условиями потребкредита (займа) устно по телефону или учитывают действия физлиц о готовности взять деньги на таких условиях. При этом документ не заверяют собственноручной подписью граждан или ее аналогом. По мнению ЦБ РФ, такая практика незаконна.
Подобным образом нельзя принимать согласие и на изменение индивидуальных условий. Если в них определили порядок изменения кредитного лимита, его можно корректировать без согласования в табличной форме. Однако лучше делать это одним из таких способов: — вносить правки в условия (составлять и согласовывать с заемщиком документ с новым лимитом); — предварительно договариваться об изменении и оформлять его в порядке, который установили в индивидуальных условиях (в нем нужно закрепить положение о предварительном согласовании). У гражданина должна быть возможность отказаться от увеличения или уменьшения лимита. |
Информационное письмо Банка России от 03.02.2022 N ИН-02-59/6 «О порядке согласования с заемщиками индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)»
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 марта 2022 г. устанавливается обновленный порядок лицензирования частной детективной и частной охранной деятельности |
В том числе предусматривается возможность подачи заявления на предоставление соответствующих государственных услуг, а также получения уведомления о принятом решении в электронном виде, в том числе посредством портала госуслуг; закрепляется процедура проведения оценки соответствия установленным лицензионным требованиям; уточняется перечень сведений, подлежащих внесению в реестры лицензий.
Начало действия документа — 01.03.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 05.02.2022 N 118 Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 марта 2022 г. вступает в силу обновленный порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания |
Внесены поправки в Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания с целью реализации положений Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Начало действия документа — 01.03.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 08.02.2022 N 131
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 марта 2022 года актуализируется порядок ведения Росздравнадзором, его территориальными органами и органами государственной власти субъектов РФ единого реестра лицензий
|
Поправки направлены на уточнение порядка формирования единого реестра, отмену предоставления сведений о конкретной лицензии, содержащихся в едином реестре, на бумажном носителе. Начало действия документа — 01.03.2022. |
Приказ Минздрава России от 23.12.2021 N 1175н
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 апреля 2022 г. устанавливается порядок регистрации несовершеннолетних граждан на портале госуслуг | Подростки старше 14 лет смогут зарегистрироваться на портале самостоятельно. Для этого им понадобится указать свой СНИЛС, паспортные данные, адрес регистрации по месту жительства, номер мобильного телефона и адрес электронной почты.
Зарегистрировать детей младше 14 лет смогут их родители, если у них есть учетная запись на портале. При регистрации необходимо будет указать СНИЛС, реквизиты свидетельства о рождении, сведения о гражданстве, адрес регистрации по месту жительства, номер мобильного телефона (при наличии), адрес электронной почты. Начало действия документа — 01.04.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 04.02.2022 N 111
Документ включен в информационный банк: |
|
Планируют ввести обязательную госрегистрацию залога прав на программы и базы данных | Предлагают установить необходимость регистрировать залог исключительных прав на компьютерные программы и базы данных, которые «поставили на учет» в Роспатенте. Правительство внесло проект в Госдуму.
Сейчас процедуру нужно проводить только в отношении перехода прав на эту интеллектуальную собственность, если ее зарегистрировали. По словам авторов проекта, мера даст дополнительные гарантии кредиторам (прежде всего банкам), которые финансируют заемщиков под залог программ и баз данных. Изменение может заработать через год после его опубликования в рамках федерального закона. |
Проект Федерального закона N 63528-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения круга правообладателей товарных знаков)»
Документ включен в информационный банк: |
|
Производство сахара и его поставки ретейлу: ФАС дала рекомендации по сдерживанию цен |
ФАС советует производителям включить цену белого сахара-песка (категория ТС2), который поставляют ретейлу, в документы о торгово-сбытовой политике.
Также производителям рекомендуют закрепить в договорах с теми, кто покупает у них сахар для поставок в ретейл: — максимальную торговую наценку таких дистрибьютеров; — запрет перепродавать сахар вместо ретейла третьим лицам; — право расторгнуть договор с нарушителями этих условий. По мнению ведомства, производителям нужно опубликовать на своих сайтах обновленную торгово-сбытовую политику. Меры позволят стабилизировать розничные цены на сахар. |
Информация ФАС России от 03.02.2022 | |
С 1 марта 2022 г. устанавливается ключевой показатель федерального государственного контроля (надзора) в сфере электронной подписи |
Таким показателем является доля аккредитованных удостоверяющих центров, соблюдающих установленные Федеральным законом «Об электронной подписи» требования, на соответствие которым они были аккредитованы, по отношению к общему числу аккредитованных удостоверяющих центров.
Приведены целевые значения указанного ключевого показателя на период до 2026 года. Начало действия документа — 01.03.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 04.02.2022 N 110 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере электронной подписи»
Документ включен в информационный банк: |
|
В новой редакции изложен порядок осуществления Росгвардией федерального государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны |
Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых выездных проверок подразделений охраны на предмет соблюдения обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих организацию и осуществление деятельности подразделений охраны.
Устанавливается, в числе прочего, порядок организации и проведения проверок, оформления их результатов, определяются права и обязанности должностных лиц при проведении проверки, а также права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, приводится перечень нарушений требований к организации и проведению проверок, наличие которых может являться основанием для признания недействительными результатов проверки. Начало действия документа — 16.02.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 03.02.2022 N 93 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 660»
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 марта 2022 г. устанавливается ключевой показатель государственного земельного надзора |
Таким показателем является разность соотношения количества земельных участков, в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более низкой категории риска, к общему числу земельных участков, отнесенных к категориям риска (за исключением земельных участков, отнесенных к категории низкого риска), и аналогичного соотношения количества земельных участков, в отношении которых такие решения приняты за предыдущий отчетный период.
Приведена формула расчета ключевого показателя. Отмечается, что целевыми значениями ключевого показателя государственного земельного надзора являются положительные значения. |
Постановление Правительства РФ от 07.02.2022 N 126 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»
Документ включен в информационный банк: |
|
С 01.02.2022 обновлены тарифы за осуществляемое ТПП РФ свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), а также оформление сертификатов о правовом статусе юридического лица |
Установлены следующие тарифы:
рассмотрение заявления о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) и прилагаемых к нему документов — 4 500 руб.; оформление сертификата о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) — 9 000 руб.; оформление сертификата о правовом статусе юридического лица — 7 600 руб.; исправление ошибок, допущенных по вине заявителя при оформлении сертификатов, а также выдача дополнительной удостоверенной копии сертификата или сертификата взамен аннулированного — 2 600 руб. Признан утратившим силу с 1 февраля 2022 года аналогичный Приказ ТПП РФ от 19.11.2019 N 102. |
Приказ ТПП РФ от 31.01.2022 N 11 «О тарифах за осуществляемое ТПП России рассмотрение заявлений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) <…>
Документ включен в информационный банк: |
|
Кредитор выдал компенсационное финансирование и обанкротился — ВС РФ понизил очередь его требования |
Компания перечислила юрлицу деньги. В деле о ее несостоятельности эти операции признали недействительными, получателя обязали вернуть средства, но к тому времени он банкротился. Компания попросила включить требование о возврате денег в реестр кредиторов юрлица в третью очередь.
Первая инстанция признала переводы компенсационным финансированием и понизила очередность удовлетворения требования компании. Доводы суда такие: — получатель и плательщик входили в одну группу предприятий с общим контролирующим лицом; — компания перечислила деньги, чтобы помочь юрлицу выйти из кризиса. Апелляция посчитала иначе. Она включила требование компании в третью очередь. С учетом банкротства обеих сторон понижение очередности может навредить другим кредиторам компании. Кассация с этим согласилась. ВС РФ поддержал первую инстанцию. Обстоятельства спора подтверждают, что компания предоставила компенсационное финансирование. Ее банкротство и нарушение прав кредиторов этот факт не меняют. Требование компании нужно понизить. Вывод основан в том числе на положениях Обзора судебной практики, который ВС РФ утвердил в 2020 году. |
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2022 N 308-ЭС18-3917(2) по делу N А20-3223/2017
Документ включен в информационный банк: |
|
15 февраля запустят эксперимент по цифровой маркировке одноразовых электронных сигарет |
Новый эксперимент по маркировке средствами идентификации затронет жидкости для электронных систем доставки никотина (в т.ч. в картриджах или капсулах) и одноразовые устройства. Он пройдет с 15 февраля 2022 года по 28 февраля 2023 года.
Добровольно поучаствовать в проекте смогут производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы. Полагаем, о начале сбора заявок скоро объявят на портале «Честный знак». Эксперимент среди прочего покажет, нужна ли обязательная цифровая маркировка таких товаров. Кроме того, он позволит бизнесу подготовиться к ее вероятному введению. Начало действия документа — 11.02.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 02.02.2022 N 86
Документ включен в информационный банк: |
|
Гражданин, в отношении которого завершена процедура банкротства, может быть зарегистрирован как новый участник организации | ФНС обращает внимание регистрирующих органов на то, что в соответствии с законодательством гражданин в течение трех лет с даты завершения процедуры банкротства не вправе занимать должность в органах управления юрлица или иным образом участвовать в управлении общества.
Однако положения закона не лишают его права на приобретение статуса участника общества. При этом они ограничивают его в принятии решений и замещении должности руководителя общества. |
<Информация> ФНС России «Разъяснены особенности внесения в ЕГРЮЛ сведений о новых участниках компаний»
Документ включен в информационный банк: |
|
Обращение в суд с заявлением о признании лица банкротом хотя и может иметь негативный эффект для должника по делу о банкротстве, однако порочащего деловую репутацию характера для него эти действия не имеют |
Истец обратился с иском о признании информации, изложенной в тексте заявления ответчика о признании истца несостоятельным (банкротом), порочащей его деловую репутацию. В удовлетворении требования отказано ввиду недоказанности предположений о наличии в действиях ответчика признаков поведения, направленного именно на причинение вреда деловой репутации.
Обращение с соответствующим заявлением в суд хотя и может иметь негативный эффект для должника по делу о банкротстве, однако порочащего деловую репутацию характера для него эти действия не имеют. Кроме того, заявление ответчика было возвращено в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, следовательно, из карточки дела невозможно установить текст заявления о признании истца банкротом. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.02.2022 N Ф04-7950/2021 по делу N А03-18468/2019 Документ будет включен в информационный банк: |
|
Арендатор лесного участка по договору, заключенному до 01.01.2019, не должен проводить лесовосстановительные мероприятия ввиду отсутствия такой обязанности у данного лица в редакции Лесного кодекса РФ (ЛК РФ), действующей на момент заключения сделки | Лесной участок был предоставлен обществу в аренду для строительства линейных объектов по договору, заключенному в 2018 году. Сославшись на изменения, внесенные в ЛК РФ, департамент лесного комплекса обратился с заявлением к обществу об обязании разработать и предоставить проекты лесовосстановления и лесоразведения, провести соответствующие работы на лесном участке. В удовлетворении требования отказано.
Положения статьи 63.1 ЛК РФ, обязывающие арендатора выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, вступили в силу с 01.01.2019 и обратной силы не имели. Соответственно, на момент заключения спорного договора обязанность по проведению каких-либо лесовосстановительных мероприятий на арендованных лесных участках не входила в объем обязательств арендатора и не предусматривалась условиями договора. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2022 N Ф04-8084/2021 по делу N А70-10453/2021
Документ будет включен в информационный банк: |
|
Подготовлено методическое обеспечение процесса государственной регистрации географического указания, наименования места происхождения товара и предоставления на них исключительного права |
Руководство адресовано работникам системы Роспатента, к компетенции которых относятся вопросы предоставления правовой охраны географического указания и наименования места происхождения товара, в первую очередь государственным экспертам по интеллектуальной собственности. Оно предназначено для обеспечения единообразной практики экспертизы при применении ГК РФ и других нормативных правовых актов. В руководстве также отражены сложившиеся подходы по рассмотрению заявок на географические наименования мест происхождения товаров.
При разработке руководства принята во внимание практика экспертизы, сложившаяся в ФИПС. Положения руководства носят рекомендательный характер. Его текст размещен на интернет-сайтах Роспатента и ФИПС по адресам: http://www.rupto.ru, http://www.fips.ru. |
«Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации географического указания <…>
Документ включен в информационный банк: |
|
Иностранных юрлиц, осуществляющих деятельность на территории РФ, обязали предоставлять информацию о своих бенефициарах по запросам ФНС России и Росфинмониторинга
|
Соответствующие требования распространяются также на иностранные структуры без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ. Документом определены правила направления указанными субъектами необходимых сведений и предусмотрено, что запросы на бумажном носителе, направляемые иностранным юрлицам и иностранным структурам без образования юрлица, составляются на русском языке с обязательным переводом на английский язык или язык государства (территории), в котором они зарегистрированы. Начало действия документа — 18.02.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 07.02.2022 N 127
Документ включен в информационный банк: |
|
С 17 января 2022 года применяется новая редакция положения о порядке выдачи ТПП РФ документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ Предусматривается, что положение в редакции настоящего приказа не применяется к отношениям, связанным с оформлением документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ, заявления на получение которых были зарегистрированы уполномоченными торгово-промышленными палатами до 16 января 2022 года. |
Приказ ТПП РФ от 30.12.2021 N 143 «О внесении изменений в приказ Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 30 мая 2018 года N 52
Документ включен в информационный банк: |
||
Покупателю по признанному недействительным договору купли-продажи жилого помещения, являющегося для него единственным пригодным для постоянного проживания, должно быть гарантировано реальное и оперативное получение им уплаченных денежных средств в рамках процедур банкротства Конституционный Суд РФ признал положения пункта 1 статьи 61.2 и пункта 11 статьи 189.40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: — соответствующими Конституции РФ как позволяющие признать договор купли-продажи жилого помещения, заключенный должником с покупателем-гражданином, для которого это жилое помещение является единственным пригодным для постоянного проживания, недействительным в качестве подозрительной сделки при неравноценном встречном исполнении обязательств в течение одного года до принятия заявления о признании должника банкротом (с учетом специального порядка исчисления этого периода для банков); — не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, позволяя признать недействительным договор купли-продажи жилого помещения, заключенный должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом (с учетом специального порядка исчисления этого периода для банков) с покупателем-гражданином, для которого это жилое помещение является единственным пригодным для постоянного проживания, в системе действующего правового регулирования не гарантируют реального получения гражданином ранее уплаченных им по этому договору денежных средств, которые могли бы быть использованы для удовлетворения его потребности в жилище. До установления соответствующего законодательного регулирования при продаже с торгов в рамках процедуры банкротства жилого помещения после признания в соответствии с оспариваемыми положениями недействительной сделки купли-продажи этого жилого помещения, притом что оно является единственным пригодным для постоянного проживания гражданина (покупателя по недействительной сделке), денежные средства в размере уплаченной им по договору цены в конкурсную массу не поступают, но передаются гражданину, а остальная часть средств, если таковые выручены, подлежит включению в конкурсную массу; до получения указанной денежной суммы, а также в течение установленного судом разумного срока после ее получения гражданин сохраняет право пользования жилым помещением; об этом праве информируются участники торгов. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.02.2022 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 61.2 и пункта 11 статьи 189.40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина С.В. Кузьмина»
Документ включен в информационный банк: |
||
Правительство утвердило концепцию правил оборота криптовалюты
Планируют создать легальный рынок криптовалюты, установить правила операций с ней, определить участников оборота и требования к ним. Концепцию предложений утвердило правительство. Рассмотрим некоторые аспекты. Чтобы купить или продать криптовалюту, физлицу или компании нужно пройти идентификацию, а также: — открыть либо уже иметь счет или электронный кошелек в банке, который отвечает ряду требований; — создать через специального оператора криптовалютный кошелек, привязать его к счету или электронному кошельку в системе банка. Речь идет об операторах, которые работают по модели Р2Р-обменника или биржи. Оператор сообщит банку данные о криптовалютном кошельке клиента и о деталях операции. Банк проверит, связана ли она с незаконной деятельностью, и сообщит оператору, можно ли ее провести. Последний зачислит цифровую валюту на криптовалютный кошелек клиента, а деньги с его счета или электронного кошелька переведут оператору (при продаже — наоборот). В системе обмена цифровых валют сформируется запись о сделке с данными о ее сумме и номере криптовалютного кошелька. Переводить деньги при купле-продаже такой валюты разрешат только по счетам или электронным кошелькам, которые открыли в указанных банках. Сделки можно будет заключать на иностранных биржах, если у них есть специальные договоры с такими банками. |
Информация с сайта Правительства РФ от 08.02.2022
«Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют» Документ включен в информационный банк:
|
||
Сообщены сроки перехода на прием сведений, представляемых адвокатскими палатами, но новым форме и формату Новая форма (формат) представления сведений утверждены приказом ФНС России от 18.06.2021 N ЕД-7-14/571@, вступающим в силу с 20 февраля 2022 г. Установка новых версий в АИС «Налог-3» планируется 18.02.2022. До этой даты прием сведений продолжается по прежним форме и формату. |
<Письмо> ФНС России от 10.02.2022 N КВ-4-14/1559@ <О приказе ФНС России от 18.06.2021 N ЕД-7-14/571@>
Документ включен в информационный банк: |
||
ПРАВОСУДИЕ | |||
Советом ФПА РФ одобрен для использования адвокатами в качестве образца проект «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения» Проект правил не является обязательным для использования. Адвокаты самостоятельно разрабатывают и реализуют правила во исполнение Постановления Правительства РФ от 14 июля 2021 года N 1188 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами». Ранее разработанные адвокатами правила должны быть приведены в соответствие с требованиями к правилам, утвержденным указанным выше постановлением Правительства РФ. В будущем адвокаты самостоятельно вносят изменения в разработанные ими правила в случаях и порядке, установленных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. |
«Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения» (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 25.01.2022, протокол N 7)
Документ включен в информационный банк:
|