Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 07.02.2022 по 14.02.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеолекция «Новый порядок подачи заявок по Закону № 44-ФЗ» Поправки, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, коснулись, в частности, правил подачи заявок на участие в процедуре. Что включает в себя единая заявка на участие? В каких случаях отменено декларирование соответствия участника условиям закупки? Насколько масштабно изменились требования к обеспечению заявки?

Лектор: Беляева Ольга Александровна, главный научный сотрудник, завкафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, профессор РАН, доктор юридических наук.

Продолжительность видеолекции — 15 минут.

 

Видеолекция «Новый порядок подачи заявок по Закону № 44-ФЗ»

Перейти к видеолекции

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

ЦБ РФ опять повысил ключевую ставку

 

С 14 февраля ключевая ставка равна 9,5%, что на 1 процентный пункт больше предыдущего значения. Это восьмое повышение подряд и первое в 2022 году. Большинство аналитиков ожидали такого решения, ведь инфляция продолжает держаться на высоком уровне.

По информации Минэкономразвития, темпы инфляции составляют 8,73%. Этот показатель более чем в 2 раза превышает цель ЦБ РФ в 4%.

Основная причина — ускоренный рост цен на продовольственные товары и услуги, в том числе зарубежный туризм.

<Информация> Банка России «Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 100 б.п., до 9,50% годовых»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Утвердили ряд изменений в сфере закупок по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ Среди прочего установили новые правила ведения реестра госконтрактов. В них учли оптимизационные поправки, детализировали список сведений для реестра. В частности, при заключении контракта в него попадут:

— реквизиты счета поставщика (подрядчика, исполнителя) для оплаты обязательств;

— информация о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Также внесли, например, следующие уточнения:

— в форме отчета о закупках у СМП и СОНКО учли положения об увеличении обязательной доли таких закупок;

— в правилах ведения реестра договоров по Закону N 223-ФЗ определили, что при долгосрочных сделках в реестр надо включать информацию об объемах оплаты договора в течение каждого года исполнения;

— правила контроля информации об ИКЗ и объеме финансового обеспечения распространили на проекты соглашений об изменении госконтракта, если корректируют, например, источник финансирования.

Поправки заработали 3 февраля (кроме отдельных положений). Для некоторых изменений есть переходный период.

Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В контракте нельзя установить пени в большем размере, чем предусмотрено Законом N 44-ФЗ Заказчик в проекте контракта установил размер пеней выше их величины по Закону N 44-ФЗ. Контролеры признали это нарушением.

Первая и апелляционная инстанции поддержали заказчика. В обоснование позиции они ссылались среди прочего на обзор судебной практики, который утвердили до изменения ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ: до 12 мая 2019 года в норме был нижний предел ответственности в виде пеней.

В обзоре судебная коллегия ВС РФ со ссылкой на норму ГК РФ о возможности увеличить размер неустойки решила, что пени выше, чем по Закону N 44-ФЗ, допустимы. Изменение ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ на такую возможность не влияет.

Кассация заняла другую позицию:

— на момент закупки размер пени зафиксировалиУвеличивать его в одностороннем порядке нельзя;

— поскольку закупку проводили по Закону N 44-ФЗ, его нормы в приоритете. Применять нужно их, поскольку они специальные по отношению к положениям ГК РФ.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, в практике есть и другое мнение.

Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2022 N 302-ЭС21-22811 по делу N А19-19019/2020 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

Рассмотрен вопрос об использовании единиц измерения в смете контракта и актах о приемке выполненных строительных работ
Отмечается, что при заключении контракта в смете контракта по работам и затратам, сгруппированным в «комплекс», в целях обеспечения единства подхода при указании единиц измерения используется единица измерения «штука».

При оформлении актов сдачи-приемки выполненных работ для работ, сгруппированных в смете контракта в «комплекс», также используется единица измерения «штука», при этом объемы и состав работ, учтенные сметой контракта и входящие в «комплекс», а также их стоимость не изменяются.

<Письмо> Минстроя России от 07.02.2022 N 4170-СМ/09 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения об изменении порядка расчета цены госконтракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы

Кроме того, сообщается о внесении изменений в Методику составления сметы контракта, утвержденную Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, устанавливающих порядок пересчета остатка невыполненных, а также выполненных и принятых заказчиком работ по контракту в 2021 году.

<Письмо> Минстроя России от 02.02.2022 N 3586-СМ/09 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суды напомнили, когда неприменим понижающий коэффициент в допуске иностранных товаров к госзакупке
Заказчик приобретал продукты, в том числе бананы, апельсины. Победитель закупки предложил иностранную продукцию, а один из участников — российскую.

Контракт заключили по цене на 15% ниже предложенной. Такое правило есть в условиях допуска иностранных товаров.

Победитель пожаловался в УФАС, что применять понижающий коэффициент незаконно:

— в объект закупки входят в том числе фрукты, которые не растут в странах ЕАЭС. Значит, сведения о стране товара другого участника неверные. Заказчику стоило убедиться в этом, например запросить информацию у уполномоченных организаций;

— снижать цену нельзя, поскольку все предложили иностранные товары.

Контролеры не нашли нарушений: для подтверждения страны происхождения товара достаточно ее декларации в заявке. Заверять это какими-либо документами не нужно.

Суды заняли другую позицию:

— часть фруктов растет в странах с тропическим климатом, а не в России. Эту информацию представили уполномоченные организации в ответах на запросы победителя. Участник закупки с предложением российских товаров не подтвердил страну их происхождения. Снижать цену на 15% нельзя;

— заказчику стоило проверить сведения о стране.

Сходную позицию занимает, в частности, АС Западно-Сибирского округа.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2022 N Ф08-14520/2021 по делу N А63-3615/2021 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Лицо, уполномоченное подписать госконтракт, было в командировке — победитель не попал в РНП
Победитель вовремя не подписал контракт и не предоставил его обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся.

Контролеры не стали включать сведения в РНП, поскольку победитель:

— не выполнил свои обязательства в срок, так как уполномоченное лицо было в командировке. В подтверждающих документах есть даты, которые выпали на период подписания контракта;

— подписал контракт и предоставил обеспечение, как только появилась возможность;

— сообщил заказчику о готовности поставить товар;

— имел положительный опыт исполнения сходных контрактов.

Аналогичную позицию занимают, в частности, Архангельское УФАСКировское УФАСИвановское УФАС.

Решение Ярославского УФАС России от 13.01.2022 по делу N 05-03/271П-22(76-163) Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков 

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

Минпросвещения России направлены рекомендации по приобретению оборудования и средств обучения в государственные и муниципальные образовательные организации в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»

Положения, приведенные в методических рекомендациях, определяют рекомендуемый порядок и содержание действий органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при реализации мероприятий по оснащению образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования.

<Письмо> Минпросвещения России от 10.11.2021 N ТВ-1983/04 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)