Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 31.01.2022 по 07.02.2022
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Новая видеолекция «Персональные данные: определение и виды» | Как трактует понятие персональных данных законодательство? Насколько это понятие соответствует практике применения? Какие виды персональных данных установлены? Лектор расскажет о спорных моментах, возникающих при хранении и обработке персональных данных. Даст рекомендации, как корректно использовать информацию о сотрудниках организации.
Лектор: Румянцев Станислав Андреевич, эксперт в сфере персональных данных, старший юрист юридической фирмы «Городисский и Партнеры», кандидат юридических наук. Продолжительность видеолекции — 26 минут. |
Видеолекция «Персональные данные: определение и виды»
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля. |
|
Новая справочная информация по видам проверок |
Для пользователей системы КонсультантПлюс подготовлена памятка по основным видам проверок.
Новый справочный материал «Положения о федеральном государственном контроле (надзоре)» содержит информацию о том, как проходит контроль в разных сферах деятельности: образования, здравоохранения, транспорта, туризма, культуры, строительства, производства и др. По каждой сфере определены предмет контроля, объект и критерии риска (если они есть). Указан контролирующий орган, даны ссылки на НПА, которыми это утверждено. Перечень положений создан с учетом Федерального закона № 248-ФЗ о проверках, вступившего в силу в прошлом году. |
Справочная информация: «Положения о федеральном государственном контроле (надзоре)» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
Документ включен в информационный банк:
|
|
Утверждено Положение о возмещении убытков владельцам земельных участков |
Положение устанавливает:
порядок определения состава и размера убытков, предусмотренных главой VIII Земельного кодекса Российской Федерации; порядок заключения соглашения о возмещении убытков и условия такого соглашения; порядок заключения соглашения о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества в связи с невозможностью их использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории; порядок возмещения убытков, предусмотренных главой VIII Земельного кодекса Российской Федерации; порядок предоставления возмещения за прекращение прав на земельный участок в связи с невозможностью его использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории; случаи и правила учета платы за публичный сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением или изменением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут. Начало действия документа — 06.02.2022. |
Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 59 «Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
|
Роспотребнадзором разъяснено, в каких случаях подлежат удовлетворению требования потребителей о возврате денежных средств, зачисленных на подарочную карту |
Указано, в частности, что требования потребителей о возврате денежных средств, зачисленных на подарочную карту, при отсутствии таких обстоятельств как обращение к продавцу о передаче товара и отказ в передаче товара, является требованием об одностороннем отказе от исполнения обязательств.
Для сферы розничной купли-продажи такой отказ не предусмотрен действующим законодательством. С учетом правовых позиций, сформулированных в судебной практике, разъяснено, что уплаченные денежные средства подлежат возврату только в случае, когда продавцом не исполнена обязанность по передаче товара, либо подарочная карта имеет ограниченный срок действия. |
<Информация> Роспотребнадзора от 28.01.2022 «О возврате денежных средств за подарочные карты и сертификаты»
Документ включен в информационный банк: |
|
Налоговая служба: в сервисе «Прозрачный бизнес» стало больше сведений |
ФНС сообщила, что теперь можно ввести адрес юрлица и узнать, какие еще организации зарегистрировали по этому адресу. Кроме того, если указать ИНН или Ф.И.О. физлица, ресурс выдаст данные обо всех организациях, где оно учредитель, участник или руководитель.
Напомним, через сервис можно проверить контрагента: получить сведения из реестров (ЕГРЮЛ, дисквалифицированных лиц), узнать о спецрежимах и т.д. |
Информация ФНС России | |
У российских граждан появится возможность регистрировать товарные знаки | Правительство РФ поддержало законопроект, который разрешает гражданам регистрировать товарные знаки, что позволит развивать личные бренды и упростит ведение бизнеса.
Кроме того, законопроект предусматривает положения, направленные на развитие кредитования под залог интеллектуальной собственности. Предлагается сделать обязательной регистрацию залога прав на такие объекты. Речь идет о зарегистрированных Роспатентом программах и базах данных. |
Информация Минэкономразвития России от 28.01.2021 «Правительство упрощает ведение бизнеса самозанятым» | |
QR-код будет являться составной частью свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния | QR-код будет наноситься при печати свидетельства.
Штриховой код QR-код должен содержать следующую информацию: номер записи акта гражданского состояния; дата составления записи; серия и номер выданного свидетельства. Начало действия документа — 08.02.2022.
|
Приказ Минюста России от 21.01.2022 N 8
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 января 2023 года будет применяться новая форма выписки из ЕГРН об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости |
Приказом также обновлены формы иных выписок из ЕГРН, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, требования к формату документов, содержащих сведения из ЕГРН и предоставляемых в электронном виде.
В частности, документом установлено, что предоставление сведений из ЕГРН осуществляет ППК «Роскадастр» — в реквизитах форм выписок полное наименование органа регистрации прав заменено на полное наименование ППК «Роскадастр». Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. Начало действия документа — 12.02.2022.
|
Приказ Росреестра от 08.10.2021 N П/0458 «О внесении изменений в приказ Росреестра от 4 сентября 2020 г. N П/0329 Документ включен в информационный банк:
|
|
Актуализированы формы электронной закладной, соглашения о внесении изменений в электронную закладную, а также требования к заполнению этих форм и к их формату |
Ряд реквизитов в указанных формах обновлен в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2021 N 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр», закрепившего создание на базе профильных государственных учреждений и акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере недвижимости и пространственных данных, ППК «Роскадастр».
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. Начало действия документа — 12.02.2022 (за исключением отдельных положений).
|
Приказ Росреестра от 28.09.2021 N П/0437
Документ включен в информационный банк: |
|
Продавцу-банкроту не вернули землю из владения конечного покупателя — ВС РФ поправил суды |
Компания продала участки аффилированному обществу (первый покупатель). Деньги оно не заплатило и затем передало эту землю другому юрлицу (конечный покупатель).
При банкротстве компании договор купли-продажи с первым покупателем признали недействительным. Стороны заключили фактически безвозмездную сделку для вывода имущества компании в ущерб ее кредиторам. Поскольку первый покупатель уже перепродал участки, с него взыскали их рыночную стоимость в пользу компании. Позже в деле о банкротстве конечного покупателя конкурсный управляющий компании потребовал вернуть земли из незаконного владения должника и исключить их из его конкурсной массы. Три инстанции отказали. В ходе оспаривания сделки между компанией и первым покупателем не разрешили вопрос о праве собственности на участки. Договор между первым и конечным покупателями недействительным не признали. Таким образом, управляющий компании вместо виндикационного иска должен был подать заявление о взыскании денег. ВС РФ с судами не согласился: — право собственности компании на участки восстановили; — в связи с этим первый покупатель не мог ими распоряжаться, а значит, конечный покупатель не получил право собственности на землю; — управляющий хотел вернуть имущество компании. Он не обязан вместо виндикационного иска заявлять денежные притязания и просить включить их в реестр требований кредиторов конечного покупателя. Дело направили на новое рассмотрение. |
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2022 N 305-ЭС20-16615(2) по делу N А41-56447/2017
Документ включен в информационный банк: |
|
Актуализирован порядок лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) |
Так, закреплены положения о порядке осуществления лицензионного контроля в указанной сфере деятельности, определены его предмет и объект, а также предусмотрено, что проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатом осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Кроме того, документом процедура переоформления лицензии заменена процедурой внесения изменений в реестр лицензий. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года. Изменения, внесенные в Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 278, действуют до 31 августа 2022 года включительно. Начало действия документа — 01.03.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 24.01.2022 N 33 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 сентября 2022 г. устанавливается новый порядок лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) |
Лицензирование и лицензионный контроль осуществляют Роспотребнадзор и его территориальные органы.
Предусмотрены в числе прочего перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) и порядок проведения оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) указанным требованиям. Настоящее постановление действует до 1 сентября 2028 г. Аналогичное Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» утратит силу. Начало действия документа — 01.09.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 25.01.2022 N 45
Документ включен в информационный банк: |
|
Актуализирован порядок лицензирования деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах |
В частности, постановлением уточнены лицензионные требования к соискателю лицензии и установлено, что лицензирование такой деятельности и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) осуществляют Роспотребнадзор и ее территориальные органы.
Определено, что заявления о предоставлении лицензии или внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемые документы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов через единый портал госуслуг. Указанные заявления должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Документом также закреплены формы оценки соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований, к которым относятся оценка соответствия, лицензионный контроль и периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям. Аналогичное Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 317 признано утратившим силу. Начало действия документа — 01.09.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 25.01.2022 N 46
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 марта 2022 г. вступает в силу актуализированный порядок лицензирования деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения |
Порядок приведен в соответствие с законодательством о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
Предусмотрены категории риска причинения вреда (ущерба), к которым относятся объекты лицензионного контроля, а также периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска. Начало действия документа — 01.03.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 28.01.2022 N 64
Документ включен в информационный банк: |
|
Актуализирован порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ |
Документом уточнены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также установлено, что для получения лицензии или внесения изменений в реестр лицензий лицензиат направляет в лицензирующий орган в электронной форме заявление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, и необходимые документы через единый портал госуслуг.
Ряд актов Правительства РФ признан утратившим силу, в их числе — Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. N 349, принятое для регулирования аналогичных вопросов. Начало действия документа — 01.09.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 28.01.2022 N 67
Документ включен в информационный банк: |
|
В обзоре ФНС приведены правовые позиции судов по вопросам, связанным с оспариванием сделок |
В решениях судебных инстанций содержатся следующие выводы, в частности:
— недостоверные сведения в ЕГРЮЛ о нахождении организации в процессе ликвидации свидетельствуют о мнимости сделки с таким лицом, наличие в банке данных исполнительных производств сведений о наличии исполнительных производств является доказательством осведомленности участника сделки о неплатежеспособности должника; — действия по переводу лицензируемой деятельности на другое лицо могут быть оспорены в качестве сделки (цепочки сделок) в рамках дела о банкротстве должника; — если должник продолжает пользоваться отчужденным ранее имуществом, в том числе на основании договора аренды, это может свидетельствовать о подозрительности отчуждения, такая сделка может быть оспорена; — отсутствие формальной аффилированности не лишает возможности признания фактической аффилированности, в том числе бывших супругов; — внутригрупповое поручительство свидетельствует о намерении нарастить подконтрольную кредиторскую задолженность на случай банкротства и может быть оспорено. |
<Письмо> ФНС России от 30.12.2021 N КЧ-4-18/18485@ «О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с оспариванием сделок» (вместе с «Обзором судебной практики по спорам, связанным с оспариванием сделок, за период 2019 — 2021 год»)
Документ включен в информационный банк: |
|
ФНС представлен обзор судебной практики по спорам, связанным со взысканием убытков с арбитражных управляющих за период 2019 — 2021 гг. |
В обзоре приведены решения судебных органов, содержащие выводы по следующим вопросам, в частности:
— непринятие управляющим в разумный срок мер по анализу действующих обязательств должника и прекращению экономически невыгодных договоров; — непринятие мер по оформлению прав должника на незарегистрированное недвижимое имущество, а также неотражение его в составе конкурсной массы; — непринятие мер по взысканию дебиторской задолженности, а также по возврату имущества должника; — неисполнение обязанности по исчислению и, соответственно, уплате обязательных платежей, возникающих в связи с оплатой труда работников должника; — непроявление арбитражным управляющим должной осмотрительности при выборе контрагента; — необоснованное перечисление арбитражным управляющим денежных средств во исполнение договоров, носящих фиктивный характер; — превышение лимита расходов на привлеченных лиц, исходя из действительной стоимости активов, а также без санкции суда; — выплата процентов по вознаграждению управляющего в отсутствие судебного акта о выплате процентов или в большем размере, чем установлено судебным актом. |
<Письмо> ФНС России от 30.12.2021 N КЧ-4-18/18486 «О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным со взысканием убытков с арбитражных управляющих» (вместе с «Обзором судебной практики по спорам, связанным со взысканием убытков с арбитражных управляющих, за период 2019 — 2021 год»)
Документ включен в информационный банк:
|
|
Малый бизнес выведут из-под действия ряда антимонопольных правил — проект приняли в третьем чтении |
Если выручка компании за последний календарный год составила максимум 800 млн руб., антимонопольный орган не сможет признать ее положение доминирующим. Сейчас предельная сумма в 2 раза меньше. Проект прошел Госдуму.
Напомним, правило о пороговой сумме касается организаций, в которых участвует или выступает учредителем одно или несколько физлиц. Исключения — финкомпании и пр. Поправка положительно повлияет на бизнес малых предприятий, которых сейчас могут признать доминирующими. Например, им перестанет грозить наказание за злоупотребление таким положением. Аналогичным образом хотят изменить и пороговую сумму в Законе о торговле. Многие его антимонопольные правила не будут применять, в частности, к сетевым ретейлерам и их поставщикам, если их выручка не превысила 800 млн руб. Среди таких правил ограничение покупки и аренды дополнительной площади торговых объектов. В проекте есть и другие положения. Новшества заработают через 10 дней после их опубликования в виде федерального закона. |
Документ включен в информационный банк: |
|
Для операторов связи и банков планируют ввести новые штрафы — поправки прошли Госдуму |
В третьем чтении депутаты согласились установить административную ответственность для платежных агентов и операторов связи, например, за прием платежей: — от физлиц в пользу организаторов азартных игр и лотерей из «черных» списков ФНС; — граждан и компаний в пользу иностранных IT-гигантов из спецперечня (https://236-fz.rkn.gov.ru/agents/awtl) Роскомнадзора (он пока пуст). Должностное лицо заплатит от 100 тыс. до 500 тыс. руб., компания — от 25% до 40% платежа, но не менее 5 млн руб. Если банк переведет деньги (в т.ч. электронные) получателю из этих списков, должностное лицо оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Для организаций наказание не предусмотрели. В проекте есть и другие положения. Новшества заработают через 10 дней после их опубликования в виде федерального закона. |
Документ включен в информационный банк: |
|
С 8 февраля повысят штрафы за производство и оборот алкоголя и сигарет без маркировки |
Ужесточат наказание за производство алкоголя или изготовление и ввод в оборот табачных изделий, например, без обязательной маркировки либо с нарушением ее правил. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., компании — от 200 тыс. до 300 тыс. руб.
Сейчас первым грозит штраф от 10 тыс. до 15 тыс. руб., вторым — от 100 тыс. до 150 тыс. руб. За продажу или другие способы оборота алкоголя и табачных изделий без нужной маркировки должностные лица заплатят от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а компании — от 300 тыс. до 500 тыс. руб. На данный момент штраф для должностных лиц составляет от 10 тыс. до 15 тыс. руб., для организаций — от 200 тыс. до 300 тыс. руб. Как и сейчас, будут не только штрафовать, но и конфисковывать незаконную продукцию. Предусмотрели и другие изменения. Начало действия документа — 08.02.2022.
|
Документ включен в информационный банк: |
|
С 15 февраля 2022 г. по 28 февраля 2023 г. на территории РФ будет проводиться эксперимент по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота отдельных видов никотинсодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина |
Эксперимент проводится в том числе в целях апробации полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации продукции для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту продукции, в том числе контрафактной, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей.
Участники оборота участвуют в эксперименте на добровольной основе. Функции оператора информационной системы будет осуществлять ООО «Оператор-ЦРПТ». Приводится перечень видов никотинсодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента. Начало действия документа — 11.02.2022.
|
Постановление Правительства РФ от 02.02.2022 N 86 Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 марта 2022 г. по 28 февраля 2023 г. на территории РФ планируется проведение эксперимента по маркировке соков, компотов и морсов |
Эксперимент проводится в том числе в целях расширения доступного для заинтересованных федеральных органов исполнительной власти объема информации об обороте безалкогольных напитков.
Участники оборота безалкогольных напитков, операторы электронного документооборота и операторы фискальных данных участвуют в эксперименте на добровольной основе. Функции оператора информационной системы будут возложены на ООО «Оператор-ЦРПТ». Приводится перечень безалкогольных напитков в части соков и соковой продукции, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента. |
Проект Постановления Правительства РФ
Проект Постановления Правительства РФ |
|
Для субъектов критической информационной инфраструктуры хотят усилить ответственность |
Предлагают дополнить норму, по которой штрафуют субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) за то, что те не представляют сведения в ФСТЭК или опаздывают их подать. Наказывать хотят и в случаях, если передадут недостоверную или неактуальную информацию.
Напомним, указанные субъекты должны сообщать о присвоении объекту КИИ категории значимости или о том, что присваивать ее не нужно. Штрафы оставят на том же уровне: для должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Кроме того, хотят ввести ответственность за повторное нарушение. Должностным лицам придется заплатить от 50 тыс. до 100 тыс. руб., юрлицам — от 150 тыс. до 500 тыс. руб. Публичное обсуждение проекта завершат 28 февраля. |
Проект федерального закона
|
|
Утвердили новые правила выездного приема и курьерской доставки документов о регистрации недвижимости
Определили, как Роскадастр будет проводить выездной прием заявлений о кадастровом учете, регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. То же касается курьерской доставки заявителям ряда бумажных документов (например, выписок из ЕГРН). Многие правила аналогичны тем, по которым сейчас эти услуги оказывает Федеральная кадастровая палата. Среди изменений отметим такие: — оплачивать выездной прием разрешат лишь переводами (в частности, с банковского счета). Сейчас возможен и наличный расчет; — принимать документы будут только с помощью портативных устройств при условии доступа к интернету. Сейчас в исключительных случаях провести процедуру могут без этого оборудования; — установили новые тарифы. Например, в Москве за выездной прием одного пакета документов компания заплатит 6 300 руб., а за курьерскую доставку — 5 300 руб. Сейчас в столице первая услуга для юрлиц стоит 2 550 руб., а вторая — 2 500 руб. Новшества заработают, когда отменят действующий приказ о курьерской доставке. Отметим, Роскадастр хотят создать до сентября 2022 года. К нему до 2023 года планируют присоединить, в частности, Федеральную кадастровую палату. |
Приказ Росреестра от 26.11.2021 N П/0545 «Об установлении порядков осуществления публично-правовой компанией, созданной в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 448-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
||
Предлагается уточнить порядок проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)
Проектом отменяется ограничение срока действия Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100 (до 1 сентября 2022 года).Предлагаемыми поправками уточняются, в том числе: предмет контроля (надзора), круг должностных лиц, уполномоченных на его организацию и осуществление; виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность их проведения. |
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)»<…> | ||
ПРАВОСУДИЕ | |||
Разъяснены особенности оказания юридических услуг адвокатом, статус которого приостановлен В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката, указанное лицо не вправе оказывать юридические услуги (правовую помощь), за исключением: деятельности по урегулированию споров, в том числе в качестве медиатора, третейского судьи; участия в благотворительных проектах других институтов гражданского общества, предусматривающих оказание юридической помощи на безвозмездной основе; иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством. Содержащаяся в диспозиции приведенной нормы формулировка «юридические услуги (правовая помощь)» распространяется как на деятельность на основании гражданско-правового договора, так и на работу по трудовому договору (например, оказание юридической помощи работниками юридических лиц, оказывающих юридические услуги). Иное регулирование предусмотрено абзацами 2 и 3 пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в силу которых не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая работниками юридических служб юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, оказывающих юридические услуги. Следовательно, адвокат, статус которого приостановлен, вправе на основе трудового договора оказывать юридическую помощь исключительно в качестве работника юридической службы юридического лица (например, в должностях «юрисконсульт», «старший юрисконсульт»), работника органа государственной власти или органа местного самоуправления (например, в должностях «ведущий специалист юридического отдела», «главный специалист юридического отдела»), а также работника юридического лица, оказывающего юридические услуги (например, в должностях «юрист», «старший юрист»). Данный вывод не умаляет возможности оказания адвокатом, статус которого приостановлен, исключительно на безвозмездной основе юридической помощи близким родственникам и близким лицам, круг которых определен законом. |
«Разъяснение Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по вопросу о праве адвоката, статус которого приостановлен, вступать в трудовые отношения в качестве работника» (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 25.01.2022, протокол N 7)
Документ включен в информационный банк: |
||
ВС РФ напомнил, когда арбитражному суду нельзя перейти из предварительного заседания в основное
Предварительное заседание по делу о взыскании пени перенесли по заявлению ответчика. За день до новой даты он попросил через систему КАД не проводить без него разбирательство. Первая инстанция просьбу не учла и без ответчика рассмотрела дело по существу, иск удовлетворила. Апелляция не нашла процессуальных нарушений и среди прочего указала, что ответчик не обосновал возражения против перехода из предварительного заседания в основное. Также она не приняла от него дополнительные доказательства — их можно было представить в первую инстанцию. Кассация эти выводы поддержала. Верховный суд посчитал иначе. По АПК РФ можно завершить предварительное заседание и открыть основное, если извещенные участники дела не возражают против его рассмотрения в их отсутствие. Ранее ВС РФ уже пояснял: объяснять причины своего несогласия они не обязаны. Таким образом, первая инстанция лишила ответчика возможности участвовать в разбирательстве. Апелляция нарушение не устранила и отказалась принимать дополнительные доказательства, которые могли повлиять на итоговое решение. Дело направили на новое рассмотрение. |
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2022 N 305-ЭС21-22562 по делу N А40-211941/2020
Документ включен в информационный банк: |
||
С 1 февраля приставы могут потребовать от банка сохранить минимальный доход гражданина Физлицо (должник в исполнительном производстве) получит право подать приставам заявление о сохранении ежемесячного дохода в размере прожиточного минимума. Если у гражданина есть иждивенцы, он сможет попросить суд уберечь от взыскания более крупную сумму. Правила заработают 1 февраля.Речь идет о прожиточном минимуме для трудоспособного населения в целом по России (сейчас это 13 793 руб.). Если в регионе прожиточный минимум для определенной группы населения выше, применять будут его.Если с заявлением все в порядке, пристав зафиксирует в постановлении необходимость сохранить доход. Банки будут обязаны соблюдать это требование, кроме случаев, когда с гражданина взыскивают, например, алименты или возмещение ущерба от преступления.Предусмотрели и другие положения. |
Федеральный закон от 29.06.2021 N 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
Документ включен в информационный банк: |
||
При осуществлении допустимых видов экспертной деятельности адвокат должен неукоснительно исходить из того, что Кодекс профессиональной этики устанавливает безусловный приоритет адвокатской деятельности над любой другой деятельностью Отмечается, в частности, что не допускается осуществление адвокатом экспертной деятельности по правовым вопросам, за исключением предусмотренной абзацем 2 пункта 3 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката экспертной деятельности в органах и учреждениях адвокатских палат и в адвокатских образованиях, а также за исключением осуществления адвокатом научной и преподавательской деятельности. К указанным исключениям, в частности, относятся случаи, когда адвокаты в рамках научной и преподавательской деятельности дают правовые заключения по вопросам толкования и применения норм российского права по запросам Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, иных судов и юрисдикционных органов Российской Федерации, иностранных и международных судебных и юрисдикционных органов, а также участников соответствующих судебных и иных процессов в связи с рассмотрением указанными российскими, иностранными и международными органами подведомственных им дел. Согласно пункту 4 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката выполнение профессиональных обязанностей по принятым поручениям должно иметь для адвоката приоритетное значение над иной деятельностью. При участии адвоката в мероприятиях, не связанных с профессиональной деятельностью, адвокат всегда должен отдавать приоритет участию в качестве защитника, представителя в уголовном, административном, гражданском и арбитражном процессе. |
«Разъяснение Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по вопросу о возможности осуществления адвокатом экспертной деятельности» (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 25.01.2022, протокол N 7)
Документ включен в информационный банк: |
||
КС РФ: необходимо ввести правовой механизм, гарантирующий внеочередную оплату энергоресурсов на опасном производственном объекте, эксплуатируемом должником по делу о банкротстве, для предотвращения на нем техногенных катастроф Не соответствующим Конституции РФ и ее статьям признан абзац второй пункта 1 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в той мере, в какой он содержит неопределенность в решении вопроса о наличии обстоятельств, при которых прекращение (или снижение объема ниже минимально необходимого) поставки энергоресурсов должнику, эксплуатирующему опасный производственный объект, может создать реальную угрозу возникновения техногенной и экологической катастрофы либо гибели людей. Это предполагает оплату энергоресурсов поставщику вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам. Федеральному законодателю и Правительству РФ надлежит незамедлительно принять меры к устранению указанной неопределенности, в том числе уточнить критерии отнесения тех или иных текущих платежей к расходам на проведение мероприятий по недопущению техногенных или экологических катастроф либо гибели людей. Конституционный Суд отметил, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений все неустранимые сомнения по вопросу о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о реальной угрозе возникновения техногенных или экологических катастроф либо гибели людей вследствие прекращения поставок энергоресурсов, применительно к опасным производственным объектам должны толковаться в пользу их наличия. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2022 N 4-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой публичного акционерного общества «Т Плюс»
Документ включен в информационный банк:
|
||
УГОЛОВНОЕ ПРАВО | |||
Усилена уголовная ответственность за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних Установлена возможность назначения пожизненного лишения свободы за совершение изнасилования (насильственных действий сексуального характера) в отношении двух или более несовершеннолетних, в том числе достигших четырнадцатилетнего возраста, а также за совершение рассматриваемых преступлений, сопряженных с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления против личности. Начало действия документа — 08.02.2022.
|
Документ включен в информационный банк: |