Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 24.01.2022 по 31.01.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеолекция: Новые требования к участникам закупок по закону № 44-ФЗ 01.01.2022 вступили в силу масштабные изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Кто освобожден от обязанности предъявлять декларации по ст. 31 закона? Какие дополнительные меры введены для борьбы с офшорными компаниями? Что такое универсальная стоимостная предквалификация участников закупки?

Лектор: Беляева Ольга Александровна, главный научный сотрудник, завкафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, профессор РАН, доктор юридических наук.

Продолжительность лекции: 15:34 минут

Видеолекция: Новые требования к участникам закупок по закону №44-ФЗ

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары».

Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.
Для работы сервиса требуется подключение к Интернету.

Предлагаем Вам посмотреть запись вебинара от 07.02.2022 на тему «Новый порядок проведения закупок в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе». Конкурентные закупки у единственного поставщика».

Для просмотра записи необходимо пройти регистрацию по телефону 8(3452) 59-32-10 или по ссылке https://www.polnoepravo.ru/support/seminari/

Обзор: «Ошибки в применении нацрежима в госзакупках: примеры из практики за 2020 — 2021 годы»
Контролеры наказывали заказчиков за неправильное использование правила «третий лишний». Проблемы были и у тех, кто отступал от характеристик товара, указанных в разрешении Минпромторга не применять запреты. Об этих и других ситуациях читайте в обзоре. Обзор: «Ошибки в применении нацрежима в госзакупках: примеры из практики за 2020 — 2021 годы» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В проекте договора по Закону N 223-ФЗ нельзя определять порядок исчисления срока в банковских днях Участник закупки пожаловался, что в проекте договора срок предоставления его нового обеспечения на случай, если старое перестало действовать, указали в банковских днях. Это не соответствует ГК РФ.

Контролеры поддержали участника. Суды с ними согласились:

— при закупках по Закону N 223-ФЗ надо учитывать среди прочего нормы ГК РФ. В них нет понятия «банковские дни»;

— заказчик нарушил принцип информационной открытости закупки. Условия проекта договора противоречат ГК РФ.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2022 N 307-ЭС21-26188 по делу N А56-98407/2020 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

Минфин указал, каким требованиям должна отвечать система ВКС для заседания комиссии по госзакупкам С 1 января заседания комиссии по конкурентным закупкам можно проводить дистанционно через видео-конференц-связь (ВКС) с соблюдением законодательства о защите гостайны.

Ведомство пояснило: в Законе N 44-ФЗ нет требований к программным и технологическим средствам для систем ВКС, поэтому можно использовать любые системы.

Если комиссии предстоит ознакомиться с гостайной, то система должна обеспечить защиту таких сведений.

Письмо Минфина России от 20.12.2021 N 24-03-08/103576

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Даны разъяснения о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при отсутствии в позиции каталога описания объекта закупки
Сообщается, в частности, что, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:

заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);

предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145, запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.

<Письмо> Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 «О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

АКБ «ПЕРЕСВЕТ» исключен из перечня кредитных организаций, через которые можно вносить обеспечение заявок на участие в закупках
Вносимыми изменениями также актуализированы некоторые положения распоряжения Правительства РФ от 13 июля 2018 г. N 1451-р, которым утвержден указанный выше перечень, в целях их приведения в соответствие с действующими нормативными правовыми актами, в том числе в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369. Распоряжение Правительства РФ от 21.01.2022 N 50-р <О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р>

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Актуализированы акты Правительства РФ по вопросам осуществления госзакупок

С целью реализации Федерального закона от 01.07.2021 N 277-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены поправки в Регламент Правительства РФ и в Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 N 1649 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Правительством Российской Федерации обращений об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд и о внесении изменений в Регламент Правительства Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 25.01.2022 N 37 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФАС: госконтракт не подписали вовремя из-за болезни директора — оснований для включения в РНП нет

Победитель не подписал контракт в срок. Заказчик признал его уклонившимся.

Контролеры не стали включать сведения в РНП, поскольку победитель своевременно:

— не выполнил свои обязательства из-за того, что уполномоченный на это сотрудник (директор) заболел. В больничном листе есть даты нетрудоспособности, которые выпадали на период подписания контракта;

— оформил обеспечение контракта;

— сообщил заказчику о причине просрочки.

Сходную позицию занимает, в частности, Ульяновское УФАС.

Отметим, в практике есть и другое мнение.

Решение ФАС России от 03.12.2021 по делу N 21/44/104/573ГОЗ 

Документ включен в информационные банки:
— Практика антимонопольной службы

— Решения госорганов по спорным ситуациям

Из-за пандемии на госзакупку не хватило денег, и ее отменили с опозданием — суды не нашли нарушений

Заказчик отменил закупку по истечении срока для этого из-за коронавирусных ограничений в регионе.

Победитель пожаловался, что ему не направили проект контракта через ЕИС. Контролеры усмотрели нарушение. Они также не нашли оснований для отмены закупки: по истечении срока и до заключения контракта это возможно только при форс-мажоре. В данном случае его нет.

Суды трех инстанций не поддержали решение контролеров:

— в регионе заказчика ввели антиковидные меры. Среди прочего обязали органы местного самоуправления (ОМС) перераспределять бюджет и направлять деньги на борьбу с коронавирусом;

— контракт не стали заключать, поскольку для оплаты обязательств у заказчика не хватило денег. Их основную часть потратили на закупки в связи с пандемией. Отсутствие денег из-за ограничений — обстоятельство непреодолимой силы;

— заказчик, как ОМС, выполняет публично значимые функции. Отмена закупки связана с приоритетом общественных интересов над частными. Между ограничениями и действиями заказчика есть причинно-следственная связь;

— по закупке уже проводили внеплановые проверки. Два раза из трех отмену признавали законной. Неоднозначные решения контролеров привели к суду.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.01.2022 N Ф09-9533/21 по делу N А07-20137/2020 

Документ включен в информационный банк:
— АС Уральского округа