Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 27.12.2021 по 10.01.2022

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В КонсультантПлюс добавлен новый актуальный обзор: «Основные изменения в УК РФ в 2022 году» В обзор включены основные изменения в УК  РФ в 2022 году. Обзор: «Основные изменения в УК РФ в 2022 году» (КонсультантПлюс, 2022)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В КонсультантПлюс добавлен новый актуальный обзор: » АПК, ГПК, КАС: на какие измененя обратить внимание в начале 2022 года» В исковых заявлениях в арбитражном и гражданском процессе нужно указывать больше сведений. Организации в сфере ЖКХ еще полгода могут не приводить идентификаторы должников-физлиц. Судебные извещения можно будет получать через Госуслуги. В кодексах закрепили формат веб-конференций. Обзор: «АПК, ГПК, КАС: на какие изменения обратить внимание в начале 2022 года» (КонсультантПлюс, 2022) 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Утверждены новые единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, и продукции, подлежащей декларированию соответствия Определено, что до 1 сентября 2025 года допускаются производство и выпуск в обращение на территории РФ указанной продукции, соответствующей обязательным требованиям национальных стандартов, соответствие которой подтверждено действительными сертификатами соответствия или декларациями о соответствии, выданными (принятыми) по результатам обязательного подтверждения соответствия такой продукции.

До 1 сентября 2023 года допускаются производство и выпуск в обращение на территории РФ продукции без документов об обязательном подтверждении соответствия продукции и без маркировки знаком обращения на рынке в отношении продукции, которая не подлежала обязательному подтверждению соответствия до дня вступления в силу настоящего Постановления.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2028 года за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок их вступления в силу.

Аналогичное Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 действует до 1 сентября 2022 года.

Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Актуализирован порядок лицензирования деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах
Установлено, что соискатель лицензии для ее получения направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и необходимые документы через Единый портал госуслуг в форме электронного документа (пакета документов), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Документом процедура переоформления лицензии заменена процедурой внесения изменений в реестр лицензий.

Кроме этого, обновлена процедура лицензионного контроля и закреплена возможность проведения лицензирующим органом оценки соответствия лицензионным требованиям в дистанционном формате.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2555 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. N 1938»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Применение штрафных санкций к сетевым организациям и гарантирующим поставщикам в случае задержки сроков установки приборов учета электроэнергии приостановлено до 31 декабря 2023 года
Кроме этого, до 31 декабря 2023 года продлена возможность проведения поверки гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями приборов учета электроэнергии вместо их замены. Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 N 2516 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

С февраля ряду предприятий грозит штраф до 200 тыс. руб. за отсутствие систем контроля выбросов Если стационарные источники выбросов или сбросов загрязняющих веществ не оснастить системами автоматического контроля или сделать это не в срок, должностное лицо оштрафуют на сумму от 20 тыс. до 40 тыс. руб. Компания или ИП заплатит от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Закон вступит в силу 1 февраля.

Менее строго накажут за установку систем с нарушением требований:

— к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов или сбросов;

— техническим средствам фиксации и передачи сведений о таких показателях в госреестр https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry объектов, которые негативно влияют на окружающую среду.

За это должностным лицам грозит штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а компаниям или ИП — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Повторная неправильная установка систем обернется:

— для должностных лиц — штрафом от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификацией от 6 мес. до года;

— компаний или ИП — штрафом от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Сейчас таких составов в КоАП РФ нет. При этом штрафы, например, за сокрытие или искажение экологической информации ниже, чем новые.

Напомним, оснащать стационарные источники выбросов или сбросов такими системами обязаны владельцы объектов I категории негативного воздействия. Речь идет о выбросах или сбросах, которые возникают при эксплуатации устройств или оборудования из правительственного перечня.

Федеральный закон от 21.12.2021 N 427-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Арбитражным судом Дальневосточного округа обобщена практика применения положений ГК РФ о самовольной постройке В обзоре определены, в частности, следующие правовые позиции:

снос самовольной постройки может быть осуществлен на основании решения органа местного самоуправления, принятого в императивно установленном порядке;

объект недвижимого имущества, возводимый как вспомогательный, но не имеющий соответствующих признаков, подлежит признанию самовольной постройкой по иску уполномоченного органа;

не является самовольной постройкой объект, строительство которого осуществлено на земельном участке, не содержащем каких-либо ограничений по его использованию;

объект, который обладает признаками недвижимого имущества и возведен на земельном участке, не предназначенном для строительства, является самовольной постройкой и подлежит сносу.

«Обзор судебной практики по применению статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» (утв. Постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.11.2021 N 18)

Перейти к документу

ФНС России информирует, что исключение из ЕГРЮЛ гаражных (гаражно-строительных) кооперативов при наличии признаков недействующего юридического лица не допускается Сообщается, что Конституционным Судом РФ принято Постановление от 2 декабря 2021 года N 51-П, которым положения пунктов 1 — 4 статьи 211 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» признаны не соответствующими положениям Конституции РФ при их применении к признанию гаражного (гаражно-строительного) кооператива фактически не действующим и к его исключению из Единого государственного реестра юридических лиц. Федеральному законодателю надлежит внести изменения в действующее правовое регулирование.

В этой связи исключение из Единого государственного реестра юридических лиц гаражных (гаражно-строительных) кооперативов при наличии признаков недействующего юридического лица (пункт 1 статьи 211 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») не допускается.

В отношении начатой процедуры исключения из ЕГРЮЛ гаражных (гаражно-строительных) кооперативов необходимо принять меры по ее прекращению с учетом правовых позиций, изложенных в вышеуказанном постановлении Конституционного Суда РФ.

<Письмо> ФНС России от 16.12.2021 N КВ-4-14/17651@ «О недопустимости исключения из ЕГРЮЛ гаражных кооперативов»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

4 января для субъектов критической информационной инфраструктуры введут новую обязанность Субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) должны будут направлять в ФСТЭК новые данные после изменения сведений:

— об объекте и (или) субъекте КИИ;

— взаимодействии такого объекта и сетей электросвязи;

— лице, которое эксплуатирует его;

— программных и программно-аппаратных средствах объекта;

— угрозах безопасности информации (их отсутствии) и о категориях нарушителей.

Новые данные нужно представлять в печатном и электронном виде не позже 20 рабочих дней со дня изменения. Документ необходимо составить по действующей форме.

Госорганы и другие уполномоченные лица будут запрашивать (полагаем, у субъектов КИИ) сведения о сроках передачи данных, об их актуальности и достоверности. Если выявят нарушения, информацию о них передадут в ФСТЭК.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2431 «О внесении изменений в Правила категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Установлена административная ответственность за непредставление информации в ГИИС ДМДК Правонарушение повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на ИП — от 30 тысяч до 60 тысяч рублей; на юрлиц — от 50 тысяч до 80 тысяч рублей.

Кроме того, положения КоАП РФ приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Уточнены полномочия судей, органов и должностных лиц в части рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с осуществлением незаконных операций с драгоценными металлами и/или драгоценными камнями, нарушением требований к их учету и хранению.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 30.12.2021 N 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ПРАВОСУДИЕ

Опубликованы разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам, возникающим при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства

Так, например, определено, что прекращение трудовых отношений с должностным лицом не исключает возможности возбуждения в отношении него производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, если нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей и не истек срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий 1 год.

Разъяснено, какие лица могут быть отнесены к субъектам административной ответственности за нарушения трудового законодательства. Предусмотрено, что внешний, конкурсный, финансовый управляющий также может являться субъектом административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.27, 5.27.1 КоАП РФ при осуществлении им прав и обязанностей работодателя в период введения в отношении работодателя-юрлица внешнего управления или конкурсного производства, а также после принятия арбитражным судом решения о признании выступающего в качестве работодателя ИП банкротом и о введении реализации имущества гражданина.

В связи с принятием настоящего постановления признан не подлежащим применению пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» 

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)

-Решения высших судов

Пленумом Верховного Суда РФ даны новые разъяснения о применении АПК РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции

Разъяснены отдельные вопросы предъявления иска, передачи дела из одного суда в другой, представительства в суде первой инстанции, вопросы осуществления лицами, участвующими в деле, прав при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также вопросы судебного разбирательства, доказательств и доказывания в арбитражном суде первой инстанции.

Так, например, судам предоставлено право по собственной инициативе признавать поведение одной из сторон злоупотреблением правом, если усматривается очевидное отклонение ее действий от добросовестного поведения.

Кроме этого, определено, что может не заверяться копия документа о высшем образовании представителя, подписавшего исковое заявление, поскольку при возникновении сомнений в ее достоверности суд предлагает лицу представить оригинал указанного документа. Также может не заверяться копия удостоверения адвоката, так как информация о статусе адвоката содержится в соответствующем реестре.

Признано не подлежащим применению Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 года N 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)

-Решения высших судов

Конституционный Суд РФ обязал законодателя определить правовой режим имущества общего пользования в коттеджных поселках

Не соответствующими Конституции РФ и ее статьям признаны часть 1 статьи 44, часть 5 статьи 46, пункт 5 части 2 статьи 153 и часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ в нормативной связи с частью 1 его статьи 7 в той мере, в какой их применение в судебной практике для восполнения пробела в регулировании отношений, касающихся имущества общего пользования в коттеджных поселках, не гарантирует при определении порядка и условий установления и взимания, состава и размера платы за управление таким имуществом и его содержание — в отсутствие специально предназначенных для этого законодательных положений и договора собственника земельного участка (участков) с управляющей организацией — справедливый баланс прав и обязанностей, а также законных интересов субъектов указанных отношений.

Конституционный Суд отметил, что факт приобретения права собственности на земельный участок в коттеджном поселке не влечет возникновения у приобретателя какой-либо доли в праве собственности на имущество общего пользования, что само по себе исключает возможность установить в отношении указанного имущества соответствующий правовой режим. В законодательстве отсутствует универсальная модель правового регулирования, которая полностью опиралась бы на правовой режим общего имущества в многоквартирном доме и распространяла свое действие на отношения, связанные с имуществом общего пользования в коттеджных поселках.

Законодателю надлежит в кратчайшие сроки внести изменения в действующее правовое регулирование и установить критерии определения и правовой режим имущества общего пользования в коттеджных поселках, а также урегулировать отношения по управлению этим имуществом и его содержанию.

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 55-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 7, части 1 статьи 44, части 5 статьи 46, пункта 5 части 2 статьи 153 и статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т.С. Малковой»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Закреплена возможность удаленного участия участников процесса в судебных заседаниях с использованием личных средств коммуникации

Внесены изменения в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и иные законодательные акты РФ, направленные на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве.

Установлено, что исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в том числе в форме электронного документа, либо через единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо через систему электронного документооборота участников процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

При этом документы, которые подаются через портал госуслуг либо через информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, могут быть подписаны простой электронной подписью, если процессуальным законодательством не установлено иное.

Усиленной квалифицированной электронной подписью должны быть подписаны документы, которые подаются через системы электронного документооборота.

При наличии технической возможности в суде лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам дела в электронном виде в сети «Интернет» посредством информационной системы, определенной Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Судебные повестки и иные судебные извещения в электронном виде могут быть доставлены посредством портала госуслуг и системы электронного документооборота. В этом случае время и факт их доставки адресату будут фиксироваться средствами соответствующей информационной системы.

Участник судебного процесса, давший согласие на уведомление его посредством портала госуслуг, будет считаться извещенным надлежащим образом, если имеются доказательства доставки судебного извещения посредством указанного портала.

Судебное решение, выполненное в форме электронного документа, может быть направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа, на портале госуслуг или в системе электронного документооборота.

Участники процесса смогут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в судах технической возможности.

Установление личности лица, участвующего в судебном заседании в режиме веб-конференции, будет осуществляться с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).

Порядок подачи в суд документов в электронном виде, размещения материалов дела и судебных актов в сети «Интернет», предоставления доступа к ним, применения систем видео-конференц-связи и системы веб-конференции в судах, требования к техническим и программным средствам, используемым при организации применения веб-конференции, при выполнении судебных актов и иных документов в электронном виде и подписании (заверении) их электронной подписью, к использованию сети «Интернет» для направления таких электронных документов, иные требования, связанные с ведением дела в электронном виде, использованием документов в электронном виде при рассмотрении дела, перечень таких документов, подлежащих приобщению к делу на бумажном носителе, определяются в порядке, установленном Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах своих полномочий.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

Федеральный закон от 30.12.2021 N 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Уточнены основания пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам

Закон реализует Постановление Конституционного Суда РФ от 26.06.2020 N 30-П.

Поправками, внесенными в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, уточнено, что новым обстоятельством является признание постановлением Конституционного Суда РФ не соответствующим Конституции РФ или применение в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом РФ в постановлении истолкованием, примененного судом в судебном акте нормативного акта либо его отдельного положения в связи с обращением заявителя, а в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», в связи с обращением иного лица независимо от обращения заявителя в Конституционный Суд РФ.

Федеральный закон от 30.12.2021 N 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Мораторий на необходимость указания идентификатора гражданина-должника в заявлениях, подаваемых занятыми в сфере ЖКХ юрлицами и ИП, продлен до 1 июля 2022 года

Речь идет об указании СНИЛС, ИНН, серии и номера документа, удостоверяющего личность, ОГРН индивидуального предпринимателя, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации транспортного средства в исковых заявлениях и заявлениях о вынесении судебного приказа (и в выдаваемых по ним исполнительных документах), подаваемых:

юрлицами или ИП, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами;

ТСЖ, жилищными, жилищно-строительными, иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;

специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах;

ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление энергоресурсов гражданам;

региональным оператором по обращению с ТКО.

Кроме этого, настоящим Федеральным законом до конца 2022 года продлены сроки исполнения турфирмами своих обязательств перед туристами, возникших по договорам, заключенным до 31 марта 2020 года.

Федеральный закон от 30.12.2021 N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В УПК РФ внесены изменения, уточняющие порядок помещения лиц, содержащихся под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях

Закреплено, что только суд правомочен принимать решения о временном помещении лица, содержащегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и продлении срока его пребывания в медицинской организации. Предусмотрено, что такой срок не может превышать 6 месяцев.

Указанные решения могут быть приняты без участия лица в случае, если его психическое состояние, подтвержденное медицинской организацией, не позволяет ему участвовать в судебном заседании. При этом обязательным является участие в нем защитника лица, содержащегося под стражей.

Суд в числе прочего уполномочен устанавливать в отношении данного лица запреты на совершение определенных действий: на общение с определенными лицами; на отправление и получение почтово-телеграфных отправлений; на использование средств связи и сети «Интернет».

Кроме этого, законом предусмотрен механизм информирования медицинской организацией органов предварительного расследования и суда о психическом состояния находящегося в ней лица.

Федеральный закон разработан с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Постановлении от 24 мая 2018 года N 20-П.

Федеральный закон от 30.12.2021 N 500-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Предусмотрена возможность проведения следователем, дознавателем допроса, очной ставки, опознания путем использования систем видео-конференц-связи

В случае необходимости проведения данных следственных действий путем использования систем видео-конференц-связи следователь или дознаватель, которым поручено производство предварительного расследования, направляет следователю, дознавателю или в орган дознания по месту нахождения лица, участие которого в следственном действии признано необходимым, письменное поручение об организации участия данного лица в следственном действии.

Использование систем видео-конференц-связи допускается при наличии технической возможности.

Установлены требования к составлению протокола допроса, очной ставки, опознания путем использования систем видео-конференц-связи.

Применение видеозаписи в ходе следственных действий обязательно. Материалы видеозаписи приобщаются к протоколу.

Федеральный закон от 30.12.2021 N 501-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)