Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 27.12.2021 по 10.01.2022
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа |
Видеолекция: Налоговые аспекты и последствия новых ФСБУ (часть II) | ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 25/2018 меняют правила бухучета. В связи с этим различий между бухгалтерским и налоговым учетом становится больше. Лектор расскажет, в чем они заключаются и как новые стандарты повлияют на НДС, налог на прибыль и налог на имущество.
Лектор: Рабинович Альмин Моисеевич, руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга АКГ «Финэкспертиза», кандидат исторических наук, аудитор Продолжительность лекции: 30:52 минут |
Видеолекция: Налоговые аспекты и последствия новых ФСБУ (часть II)
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля. |
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Налоги, взносы и расчеты с сотрудниками в январе: на что обратить внимание» |
Из-за повышения МРОТ, возможно, вы должны платить работникам больше. «Бумажную работу» при оформлении социальных пособий сократили. Обычные сотрудники все еще могут пользоваться электронными подписями организации. Об этих и других нюансах работы бухгалтера в январе расскажем в обзоре. |
Обзор: «Налоги, взносы и расчеты с сотрудниками в январе: на что обратить внимание»
Документ включен в информационный банк: |
Период выездной проверки не зависит от даты вручения решения, подтвердил суд |
30 декабря 2020 года налоговики вынесли решение о выездной проверке за 2017 — 2019 годы. Налогоплательщик получил его в январе 2021 года. Организация оспорила решение. Так как его вручили в 2021 году, она полагала, что инспекция не вправе проводить проверку за 2017 год. Суд поддержал налоговиков. Он указал: проверяемый период не зависит от того, когда вручили решение или фактически начали проверку. |
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.12.2021 N Ф09-8167/21 по делу N А60-18979/2021
Документ включен в информационный банк: |
С 1 января 2022 года услуги общепита освобождаются от НДС | Налогоплательщику для получения такой льготы необходимо за предшествующий календарный год соблюсти ряд условий, в частности — удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов должен составлять не менее 70%.
Льгота не распространяется на продукцию общественного питания, которая реализуется отделами кулинарии в розничной торговле, а также организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность. |
<Информация> ФНС России от 03.01.2022 «Услуги общественного питания освобождаются от НДС»
Документ включен в информационный банк: |
ФНС и Минфин разъяснили, влияет ли региональный локдаун на сроки перечисления обязательных платежей |
Налоговики направили для использования в работе письмо Минфина. Из него можно сделать вывод: из-за нерабочих дней, которые установили субъекты РФ по указу Президента, сроки уплаты не продлевают. Отметим, в письме отвечали на вопрос об авансах за III квартал 2021 года по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество. |
<Письмо> ФНС России от 21.12.2021 N БС-4-21/17945@ «О предельных сроках уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за третий квартал 2021 г. в связи с продлением нерабочих дней»
Документ включен в информационный банк: |
Прослеживаемость товаров: ФНС посоветовала налогоплательщикам, как избежать ошибок | Ведомство выпустило рекомендации по налоговому контролю с помощью системы прослеживаемости товаров. Например, чтобы снизить риск расхождений и противоречий, нужно:
— участникам оборота товаров перейти на электронный документооборот и отражать реквизиты прослеживаемости в отчетности и документах; — покупателям проверять, есть ли в счетах-фактурах и УПД от поставщика реквизиты прослеживаемости и правильно ли их заполнили. Это можно сделать через сервисы проверки на сайте ФНС; — представлять по запросу инспекции счета-фактуры с регистрационным номером партии товара. До 1 января 2023 года это обязанность участников, а после — операторов электронного документооборота. |
<Письмо> ФНС России от 03.12.2021 N ЕА-4-15/16911@ «О направлении Рекомендаций по осуществлению налогового контроля с использованием национальной системы прослеживаемости товара»
Документ включен в информационный банк: |
Финансисты пояснили, какому коду должен соответствовать товар для применения НДС 10% при его ввозе | Минфин сослался на позицию ВС РФ: пониженную ставку применяют, если код товара есть в перечне по ТН ВЭД, а не по ОКПД2.
Такое разъяснение ведомство уже давало. |
Письмо Минфина России от 06.12.2021 N 03-07-07/98914
Документ включен в информационный банк: |
Даны разъяснения по вопросу применения терминологии по акцизам на винодельческую продукцию в соответствии с главой 22 «Акцизы» НК РФ | Сообщается, в числе прочего, что для целей налогообложения акцизами учитывается использование винограда только для производства конкретных подакцизных товаров, в частности для производства вина (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), игристого вина (шампанского) (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), а также ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина). | <Письмо> ФНС России от 15.12.2021 N СД-4-3/17581 «Об акцизах» (вместе с <Письмом> Минфина России от 10.12.2021 N 03-13-12/100839)
Документ включен в информационный банк: |
ФНС России рекомендованы актуализированные форматы представления Отчетов о движении средств и переводах электронных средств платежа | Сообщается, что в части представления отчетов по ТКС данные форматы отчетов применяются с 01.01.2022.
При этом с указанной даты письмо ФНС России от 02.03.2021 N ВД-4-17/2654@ в части рекомендованных форматов для представления отчетов по ТКС утрачивает силу. |
Письмо ФНС России от 21.12.2021 N ШЮ-4-17/17916@ «О форматах Отчетов о движении средств и переводах электронных средств платежа»
Документ включен в информационный банк: |
Налог на имущество: Минфин указал, как определить остаточную стоимость инвестиции в аренду | Для расчета среднегодовой стоимости инвестиционного имущества его остаточную стоимость берут из регистра бухучета. Это чистая стоимость инвестиции в аренду за минусом арендных платежей, которые уже получили.
Напомним, по ФСБУ 25/2018 арендодатель признает инвестицию в аренду активом в бухучете, если он передал имущество в неоперационную (финансовую) аренду. С 1 января 2022 года в НК РФ закрепят правило: налог по предмету аренды или лизинга должен платить арендодатель (лизингодатель). |
Письмо Минфина России от 14.12.2021 N 03-05-05-01/101642
Документ включен в информационный банк: |
Доля доходов для льгот в IT-сфере: Минфин указал на нюанс с адаптацией и модификацией программ | В доле доходов можно учесть суммы за адаптацию и модификацию как программ, которые разработали сами, так и программ заказчика.
Финансисты уже давали такие пояснения для налога на прибыль. Напомним, для пониженных ставок по взносам и налогу на прибыль нужно соблюдать в том числе условие о доле доходов от IT-деятельности. Она должна быть не менее 90% общего дохода. |
Письмо Минфина России от 03.12.2021 N 03-03-07/98341
Документ включен в информационный банк: |
Даны разъяснения по срокам выдачи патентов на право применения ПСН или уведомлений об отказе в выдаче патента |
Сообщается, в частности, что пунктом 4 статьи 346.45 НК РФ установлен перечень оснований для отказа налоговым органом в выдаче ИП патента. При этом указанный перечень не предусматривает такого основания для отказа в выдаче патента как нарушение срока подачи заявления на получение патента в налоговый орган.
В случае если заявление на получение патента подано менее чем за 10 дней до даты начала действия патента и это заявление поступило в налоговый орган до даты начала действия патента, налоговый орган вправе рассмотреть возможность выдачи ИП патента с указанием в нем даты начала действия патента согласно заявлению на получение патента. |
<Письмо> ФНС России от 23.12.2021 N СД-4-3/18113@ «О соблюдении сроков выдачи (направления) патентов»
Документ включен в информационный банк: |
Даны разъяснения о порядке определения коэффициентов, предусмотренных пунктами 5 и 5.1 статьи 382 Налогового кодекса РФ | Сообщается, что значение указанных коэффициентов должно определяться в виде правильной простой дроби аналогично порядку, предусмотренному пунктами 7 и 7.1. статьи 396 НК РФ при исчислении земельного налога (письмо Минфина России от 31.05.2021 N 03-05-05-02/41980). | <Письмо> ФНС России от 24.12.2021 N БС-4-21/18126
Документ включен в информационный банк: |
Налогоплательщик имеет право на вычет суммы НДС, исчисленной ранее в связи с неподтверждением обоснованности применения ставки 0% при экспортных операциях, в течение трех лет после окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки | По итогам камеральной проверки на основе декларации по НДС за 1 квартал 2021 года обществу было предложено уменьшить заявленную к возмещению из бюджета сумму НДС в связи с несвоевременной реализацией права на применение указанного вычета — после истечения трехлетнего срока с момента окончания соответствующего налогового периода.
Налогоплательщик с решением не согласился и обратился с жалобой в ФНС России. ФНС России отказала в удовлетворении жалобы. Она указала, что налоговый период связан с моментом, за который определяется налоговая база для уплаты НДС по операциям реализации. В рассматриваемом случае моментом определения налоговой базы по НДС является дата отгрузки налогоплательщиком оборудования заказчику в 2016 году. При этом декларация, в которой организация заявила спорный вычет по НДС, представлена в инспекцию в 2021 году, то есть по истечении трех лет с момента окончания периода, в котором было отгружено реализуемое оборудование. |
<Информация> ФНС России «Как принять к вычету НДС по операциям ранее неподтвержденного экспорта»
Документ включен в информационный банк: |
Предложены изменения в порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций | Проект подготовлен в целях реализации положений главы 30 «Налог на имущество организаций» части второй Налогового кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Предполагается, что изменения вступают в силу с 1 января 2023 года. |
Проект Приказа ФНС России «О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 N СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 N ММВ-7-21/575@» |
ФНС разъясняет, какие коды указывать при заполнении раздела 2 налоговой декларации по акцизам Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ в пункт 1 статьи 181 НК РФ вносятся изменения в перечень подакцизных товаров, налоговые ставки по которым установлены пунктом 1 статьи 193 НК РФ. Так, с 01.01.2022 перечень подакцизных товаров будет содержать, в частности: — плодовое сусло; — плодовые сброженные материалы; — плодовая алкогольная продукция; — вина, игристые вина, фруктовые вина; — виноматериалы, кроме крепленого вина; — алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% и свыше 9%. Учитывая то, что в действующем порядке заполнения налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, а также на виноград, утвержденной Приказом ФНС России от 27.08.2020 N ЕД-7-3/610@, отсутствуют коды видов подакцизных товаров, необходимые для отражения налоговых обязательств налогоплательщиков в отношении новых видов подакцизных товаров, до внесения соответствующих изменений в порядок заполнения налоговой декларации по акцизам ФНС России рекомендует при заполнении раздела 2 налоговой декларации по акцизам отражать следующие коды: — «255» — плодовое сусло; — «256» — плодовые сброженные материалы; — «289» — плодовая алкогольная продукция. Также приведены изменения по некоторым наименованиям кодов видов подакцизных товаров. |
<Письмо> ФНС России от 22.12.2021 N СД-4-3/18028@ «О кодах, необходимых для заполнения налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию»
Документ включен в информационный банк: |
|
Подписан закон, направленный на усовершенствование порядка включения сведений в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) Принятым законом, в частности: ограничены случаи освобождения от представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО (в части, касающейся перечня случаев, определяемых Правительством РФ); установлено полномочие Правительства РФ по определению случаев, в которых доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, может быть ограничен (информация, доступ к которой ограничен, может быть предоставлена исключительно государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и Банку России); установлен единый срок для представления исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО — не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. Для тех случаев, когда утверждение отчетности осуществлено после этой даты и утвержденная отчетность отличается от отчетности, ранее представленной в ГИРБО, такая отчетность представляется в ГИРБО в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения указанной отчетности, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Законом также внесены изменения, предусматривающие уточнение состава сведений, подлежащих размещению в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц. |
Федеральный закон от 30.12.2021 N 435-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 6 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
Документ включен в информационный банк: |
|
ФНС направила обзор судебной практики за III квартал 2021 года
Выделим такие выводы: — здание относят к торговым центрам, если не менее 20% его общей площади используют под торговлю, даже если помещения принадлежат разным собственникам. Организации не удалось признать неконституционной норму НК РФ, по которой размер налога на имущество зависит от того, как используют помещения другие собственники. Она могла предвидеть размер налога, значит, ее права не нарушают; — неосторожность при выборе контрагента — основание уменьшить размер ответственности, но не отказать в возмещении убытков. Если стороны — участники одного нарушения, в возмещении могут отказать. Организация приняла к вычету НДС подрядчика, у которого не было ресурсов для выполнения работ. Инспекция оштрафовала ее, доначислила налог, пени. Суды трех инстанций не стали взыскивать убытки с контрагента. ВС РФ с ними не согласился. Подробнее см. новость; — то, что в ЕГРН не указали вид разрешенного использования земли «для размещения многоквартирного дома», не должно приводить к уплате земельного налога гражданами. Вид разрешенного использования участка был «под среднеэтажную жилую застройку». Дом на участке, который принадлежал одному физлицу, разделили на квартиры и продали. Сведения о них внесли в ЕГРН, но информацию об участке не поменяли. ВС РФ указал: физлица не должны платить налог с периода, в котором дом стал многоквартирным. Подробнее в обзоре. |
<Письмо> ФНС России от 16.12.2021 N БВ-4-7/17685@ <О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2021 года по вопросам налогообложения>
Документ включен в информационный банк: |
|
В Налоговый кодекс РФ предлагается внести изменения, предусматривающие введение института единого налогового счета | Единый налоговый счет — это новая система учета подлежащих уплате и уплаченных налогов, которая позволит учитывать результаты исполнения налогоплательщиком обязательств перед бюджетами бюджетной системы РФ через формирование единого сальдо расчетов на его едином налоговом счете.
Предполагается, что принятие законопроекта исключит наличие у налогоплательщика одновременно задолженности и переплаты по разным видам налогов и обеспечит экономически обоснованный расчет суммы пеней на общую сумму задолженности перед бюджетом. В целях внедрения единого налогового счета устанавливаются единые сроки уплаты налогов, что приведет к упрощению платежного календаря налогоплательщиков. Введение института единого налогового счета планируется одновременно с расширением сервисных возможностей ФНС России: онлайн-доступности для плательщиков детализации начислений и уплаты налогов, а также дальнейшей интеграции с IT-платформами плательщиков в этой части. Вступление в силу законопроекта предполагается с 1 января 2023 года. |
Проект Федерального закона N 46702-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.12.2021)
Документ включен в информационный банк: |
Утверждены на IV квартал 2021 года коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля | Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:
на антрацит — 1,138; на уголь коксующийся — 1,397; на уголь бурый — 1,214; на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, — 1,233. |
Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 650 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2021 N 66600)
Документ включен в информационный банк: |
Обновлена форма сообщения об участниках иностранной организации, представляемого в налоговый орган | Документом также утверждены формат представления сообщения об участниках иностранной организации в электронной форме и порядок заполнения соответствующей формы.
Указанный порядок применяется иностранными организациями, а также иностранными структурами без образования юридического лица, состоящими на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ), при представлении ими сведений об участниках таких иностранных организаций в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре) превышает 5 процентов. Форма заполняется рукописным способом чернилами черного либо синего цвета или с использованием соответствующего программного обеспечения в одном экземпляре. Признан утратившим силу аналогичный приказ ФНС России от 28.01.2016 N ММВ-7-14/41@. |
Приказ ФНС России от 01.12.2021 N ЕД-7-13/1046@ «Об утверждении формы и формата представления в электронной форме сообщения об участниках иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — о ее учредителях, бенефициарах и управляющих), а также порядка заполнения формы»
Документ включен в информационный банк: |
Коэффициент Ог от 2020 года равен 3,1965 | С учетом данного коэффициента рассчитывается показатель Тг, характеризующий расходы на транспортировку газа горючего природного, необходимый для определения налоговых ставок НДПИ.
Минэнерго России сообщает о коэффициенте Ог, определяемом как отношение количества газа горючего природного (за исключением попутного газа), добытого организациями, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения и (или) организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов (за исключением организаций, в которых одним из участников с долей не менее 50 процентов является российская организация, в которой непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет менее 15 процентов), за 12 месяцев, предшествующих 1 октября года, предшествующего году налогового периода, к количеству газа горючего природного (за исключением попутного газа), добытого иными налогоплательщиками за 12 месяцев, предшествующих 1 октября года, предшествующего году налогового периода. |
<Информация> Минэнерго России «О коэффициенте Ог от 2020 года»
Документ включен в информационный банк: |