Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 20.12.2021 по 27.12.2021

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Банковская гарантия для обеспечения контракта: интересные споры из практики за 2020 — 2021 годы»
Может ли гарант отказать в выплате из-за отсутствия печати или подписи в требовании? Нужно ли учитывать время на приемку работ при определении срока гарантии? Законно ли условие о том, что банк должен получить гарантию до окончания ее срока? Ответы на эти вопросы в нашем обзоре.
Обзор: «Банковская гарантия для обеспечения контракта: интересные споры из практики за 2020 — 2021 годы»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

УФАС: при оценке ответственности участника — члена СРО не учитывают иные госконтракты на исполнении
Заявку участника строительной закупки отклонили. В выписке из реестра членов СРО он имел 2-й уровень ответственности. Это давало право на работы по договорам с предельным (совокупным) размером обязательств не выше 500 млн руб. Участник предложил цену 243 млн руб.
На момент подведения итогов закупки он исполнял еще несколько сходных контрактов. Сумма обязательств с учетом ценового предложения не отвечала указанному уровню ответственности.
Контролеры не согласились с решением об отклонении заявки:
— заказчик не обязан проверять совокупный размер обязательств участника закупки. Это делает комиссия СРО;
— ГрК РФ не позволяет заказчикам контролировать то, как члены СРО соблюдают градостроительные правила;
— Закон N 44-ФЗ не требует рассчитывать совокупный размер обязательств, чтобы принять решение о допуске к закупке;
— при подаче заявки и подведении итогов участнику достаточно быть членом СРО. В случае необходимости размер взноса можно увеличить до заключения контракта;
— участник представил все необходимые документы и сведения. Оснований отклонять его заявку нет.
Отметим, в практике есть и другое мнение.
Решение Приморского УФАС России от 03.12.2021 N 025/06/69-1514/2021

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

 

Уточнены правила о минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком
Скорректированы особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) для цели достижения минимальной доли закупок.
Уточнен перечень товаров, указанных в приложении к Постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком». В частности, исключены отдельные товары электронной и медицинской промышленности.
Постановление Правительства РФ от 21.12.2021 N 2376

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Для организаций УИС и инвалидов расширили перечни товаров, работ и услуг с льготами в госзакупках
Правительство утвердило новые списки товаров, работ и услуг с преимуществами для учреждений (предприятий) УИС и организаций инвалидов. Они действуют с 1 января.
Пересмотрели почти весь перечень товаров для учреждений (предприятий) УИС. В него вошло 105 позиций вместо 27, как сейчас, например:
01.11.1 — пшеница твердая;
01.13.51 — картофель;
16.23.11 — окна, балконные двери и их коробки, двери и их коробки, а также пороги деревянные;
22.29.10 — одежда и аксессуары.
Из списка убрали, в частности:
27.51.25.110 — водонагреватели проточные и накопительные электрические;
28.25.13.119 — оборудование холодильное прочее;
31.09.12.121 — кровати деревянные для взрослых.
Перечень товаров и услуг для организаций инвалидов практически не изменили. В нем уточнили позицию «полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) в тесте охлажденные». Ее разделили на 2 кода ОКПД2.
Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфином России направлены разъяснения по отдельным вопросам осуществления госзакупок
Так, в письме отражена позиция Министерства по следующим вопросам:
— о контроле в сфере закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых с использованием механизмов «электронного магазина»;
— об участии членов комиссии по осуществлению закупок в заседании такой комиссии с использованием систем видео-конференц-связи;
— о привлечении к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
<Письмо> Минфина России от 21.12.2021 N 24-03-08/104212

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

ЦБ РФ повысил ключевую ставку в седьмой раз за год
С 20 декабря ключевая ставка равна 8,5%, что на 1 процентный пункт больше предыдущего значения. Большинство аналитиков ожидали такого решения. К этому подводил и сам ЦБ РФ. Все дело в высоком уровне инфляции.
По информации Минэкономразвития, темпы инфляции составляют 8,4%. Этот показатель уже более чем в 2 раза превышает цель ЦБ РФ в 4%. Основная причина — рост цен на продовольственные товары и услуги, в том числе туристические.
Возможно, из-за очередного повышения ключевой ставки банки снова скорректируют проценты по депозитам и кредитам. Однако, скорее всего, контроль за выдачей займов продолжат усиливать, поскольку число отказов в кредитах и общая сумма долга по ним все еще растут.
Обращаем внимание: ставка в 8,5% нужна для расчета НДФЛ со вкладов за 2022 год. Уплатить налог придется с процентов, которые превысят 85 тыс. руб.
К вопросу о ключевой ставке ЦБ РФ снова обратится только 11 февраля. Некоторые аналитики полагают, что к концу 2022 года есть вероятность вернуться к инфляции в 4%, а значит, можно рассчитывать на снижение ключевой ставки и сохранение ее на уровне нейтральных значений. Пока из-за высокой инфляции этот уровень не достигнут.
Напомним, что нейтральной называют ставку, которая не повышает и не сдерживает инфляцию. ЦБ РФ считает: размер такой ставки равен уровню инфляции, увеличенному на 1-2 процентных пункта.
Информация Банка России от 17.12.2021

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

Обновлены процедуры регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и пользования этой системой
Процедуры учитывают нормы Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Приказ вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 апреля 2022 года.
Признаны утратившими силу приказы Федерального казначейства от 29.04.2021 N 18н и от 30.12.2015 N 26н, регулирующие аналогичные правоотношения.
С 1 января 2023 г. лицам, не прошедшим регистрацию в соответствии с новым Порядком регистрации, прекращается доступ в единую информационную систему в сфере закупок.
Приказ Казначейства России от 10.12.2021 N 39н

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В Госдуму внесен законопроект о частичном распространении действия Закона N 223-ФЗ на закупки у взаимозависимых лиц
Законопроект предусматривает два случая, когда госкомпании могут осуществлять закупки у взаимозависимых компаний без учета положений Закона N 223-ФЗ, а именно: в случае если взаимозависимое лицо является заказчиком по Закону N 223-ФЗ, а также если закупка осуществляется в целях обеспечения единого технологического процесса, в том числе у взаимозависимого лица, не являющегося заказчиком по Закону N 223-ФЗ.
Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с проектируемой нормой не позднее чем в течение девяноста дней со дня вступления ее в силу.
Проект Федерального закона N 42999-8 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Перейти к документу 

С 1 июля 2022 г. устанавливается порядок осуществления отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП малых закупок в электронной форме на основе принципов «электронного магазина»
Предусматриваются предварительное размещение участниками закупок заявок-оферт и выбор заказчиком подходящего предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги.
Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2323

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Обновлены формулы расчета НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при закупках в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автотранспортом
Изменения коснулись, в частности, уточнения показателей, участвующих в расчетах в отношении городского наземного электротранспорта.
Признан утратившим силу приказ Минтранса России от 30 мая 2019 г. N 158.
Приказ Минтранса России от 20.10.2021 N 351

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфином России разъяснены отдельные вопросы заключения офсетных контрактов
Речь идет о контрактах, договорах на поставку товара, предусматривающих также встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на определенной территории.
Определено, что заказчик вправе заключать офсетный контракт в форме контракта жизненного цикла, если его предметом являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла».
Кроме этого, в письме также закреплено, что положения Закона N 223-ФЗ не ограничивают возможность осуществления закупки, предусматривающей заключение офсетного договора, в связи с чем заказчик вправе осуществлять такую закупку.
<Письмо> Минфина России от 21.12.2021 N 24-03-08/104169

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Больше заказчиков по Закону N 44-ФЗ станут учитывать особенности оказания услуг связи
Депутаты в третьем чтении приняли поправки об особенностях оказания услуг связи для органов госвласти, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Эти особенности станут применять и иные госорганы, органы местного самоуправления и организации, если они заключают контракты (договоры) на такие услуги по Закону N 44-ФЗ и оплачивают их за счет бюджетов бюджетной системы РФ (с. 3 и 4 проекта).
Кроме того, уточнили положения о цене контракта. Так, если условия нового контракта (договора) те же, что и в прошлом, цена услуг не должна превышать цену предыдущего контракта. Ее можно изменить только на сумму индексации (с. 5 и 6 проекта).
Как и сейчас, оператор связи не вправе приостановить или прекратить оказывать услуги без письменного согласия заказчика. Уточнили, что их надо предоставлять и после окончания срока действия контракта, если новый не заключили. По требованию оператора заказчик должен подтвердить факт оказания услуг. Требовать оплату он сможет в суде (с. 6 и 7 проекта).
Проект Федерального закона N 430721-7

Перейти к документу 

С 1 января 2022 г. устанавливаются требования к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления госзакупок
В частности, банки, в которых участниками закупок открываются спецсчета, на которые вносятся денежные средства для обеспечения заявок, должны соответствовать следующим требованиям в совокупности:
установление банком с каждым из операторов электронных площадок, включенных в перечень операторов, взаимодействия в соответствии с заключенным соглашением;
соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 Правил размещения средств федерального бюджета, средств единого казначейского счета и резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на банковских депозитах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2011 N 1121.
Постановление Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)