Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 29.11.2021 по 06.12.2021
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа |
Видеолекция: Как провести инвентаризацию НМА в госсекторе |
Учреждениям госсектора нужно произвести инвентаризацию для перевода НМА на баланс до конца 2021 года. Лектор разъяснит, что следует поменять в учете нематериальных активов. Расскажет, как провести инвентаризацию, а также приведет примеры из практики контроля НМА. Лектор — Гусева Наталия Михайловна, директор центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2 класса Продолжительность видеолекции 17:11 минут. |
Видеолекция: Как провести инвентаризацию НМА в госсекторе
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». |
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Минфин и Казначейство сообщили учреждениям об особенностях составления отчетности за 2021 год» |
Ежегодно ведомства дают рекомендации по отчетности, в которых уточняют некоторые правила ее составления. Хотя письмо адресовано главным администраторам средств федерального бюджета, оно будет полезно для учреждений всех типов и уровней бюджета. В обзоре подробно рассмотрены особенности заполнения годовых отчетов.
|
Обзор: «Минфин и Казначейство сообщили учреждениям об особенностях составления отчетности за 2021 год»
Документ включен в информационные банки: |
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Бухучет и планирование в учреждениях: какие изменения надо учесть в конце 2021 года» |
С нового года ряд учреждений должны внедрить дополнительные формы электронных документов бухучета. Появятся новшества в КВР и кодах КОСГУ. Есть и другие изменения. Расскажем, на что обратить внимание при обновлении учетной политики, настройке бухгалтерской программы, утверждении плановых документов.
|
Обзор: «Бухучет и планирование в учреждениях: какие изменения надо учесть в конце 2021 года»
Документ включен в информационные банки: |
Для учреждений ввели послабления по государственному и муниципальному заданию на 2021 год |
Требования смягчили для государственных и муниципальных учреждений, которые в 2021 году приостанавливали или ограничивали деятельность из-за распространения коронавируса.
Если из-за этих обстоятельств организация превысила допустимое отклонение от показателей объема или качества, задание все равно признают выполненным (п. 1 ст. 10 закона).
Отметим, аналогичный порядок применяли в отношении задания на 2020 год. Послабление позволяет избежать административной и иной ответственности за невыполнение государственного или муниципального задания.
|
Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ |
Утверждены новые и уточнены действующие коды бюджетной классификации |
Корректировки в классификацию доходов бюджетов связаны с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве.
В частности, расширен перечень подакцизных товаров и установлены нормативы зачисления в бюджеты субъектов РФ соответствующих доходов, а также отменен норматив зачисления в бюджеты субъектов доходов от акцизов на средние дистилляты.
Установлены новые КБК в отношении невыясненных поступлений, по которым не осуществлен возврат (уточнение), подлежащих отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета прочих неналоговых доходов.
Кроме того, в частности, приказом предусмотрены новые коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов в целях учета операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов РФ.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
|
Приказ Минфина России от 17.11.2021 N 182н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2021 г. N 75н»
Документ включен в информационный банк: |
Минфином даны разъяснения по составлению бюджетной отчетности за 2021 год |
Сообщается о сроках и порядке предоставления отчетности.
В приложении приведены разъяснения, касающиеся порядка формирования показателей форм бюджетной отчетности.
|
<Письмо> Минфина России N 02-06-07/97427, Казначейства России N 07-04-05/02-29373 от 01.12.2021
Документ включен в информационный банк: |
Минфин пояснил, на каком счете учреждению отразить доход от удержания обеспечения заявки |
Если в течение квартала календарного года на электронной площадке заявку участника 3 раза отклонили, то ее обеспечение ему не возвращают.
В этом случае оператор площадки удерживает обеспечение по каждой третьей отклоненной заявке и перечисляет деньги на счет учреждения-заказчика. Полученные от участника средства относят к штрафам.
По мнению Минфина, доходы от них нужно отражать по счету 205 41.
|
Письмо Минфина России от 29.10.2021 N 02-06-10/88030
Документ включен в информационный банк:
|
На регистрацию направили изменения в перечнях КБК на 2022 год и плановый период |
В основном новшества связаны с изменением состава федеральных проектов. Введут коды направлений расходов для новых проектов в сферах здравоохранения, поддержки молодежи, IT-отрасли и транспорта.
Есть и другие изменения. Например, предусмотрят коды для отражения невыясненных поступлений, которые не вернули и не уточнили в течение 3 лет со дня зачисления на единый счет бюджета. Добавят коды доходов от штрафов за некоторые нарушения, которые выявили сотрудники Счетной палаты или контрольно-счетных органов субъектов РФ. Подробнее об этих новшествах Минфин рассказал в письме.
Учитывайте проект при формировании бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. В ходе регистрации в Минюсте текст документа могут изменить.
|
Приказ Минфина России от 17.11.2021 N 182н
Документ включен в информационный банк: |
С 1 января 2022 года вводятся в действие Правила казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, а также Правила расширенного казначейского сопровождения
Правила казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, применяются:
в отношении договоров (соглашений), контрактов (договоров) — на концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), контракты (договоры), источником финансового обеспечения которых являются указанные соглашения, если федеральными законами, решениями Правительства РФ предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения средств, предоставляемых на основании таких соглашений;
в отношении участников казначейского сопровождения — на их обособленные (структурные) подразделения.
Расширенное казначейское сопровождение осуществляется в отношении:
— расчетов по государственным контрактам, начальная (максимальная) цена которых составляет 1 млрд рублей и более, договорам (соглашениям), заключаемым на сумму 1 млрд рублей и более, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов, договоров (соглашений) на сумму более 600 тыс. рублей, предметом которых является строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества;
— расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях обеспечения федеральных нужд с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная (максимальная) цена которых составляет 1 млрд рублей и более, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600 тыс. рублей;
— расчетов по государственным (муниципальным) контрактам, договорам (соглашениям), контрактам (договорам), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта РФ (местного бюджета), в случае, если размер цены (суммы) определен законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (решением о местном бюджете);
— иных средств, определенных правовым актом Правительства РФ.
|
Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024 «О правилах казначейского сопровождения»
Документ включен в информационный банк: |
|
Выплаты работникам за оказание медпомощи пациентам с коронавирусом хотят продлить до конца 2022 года |
Правительство предлагает сохранить в следующем году соцвыплаты по постановлениям N 1762 и 1896. Документы касаются работников, которые оказывают медпомощь по диагностике и лечению COVID-19 или контактируют с пациентами, зараженными этой инфекцией.
За работу с 1 по 8 января 2022 года планируют предусмотреть выплаты в двойном размере. Аналогичный порядок применяли в начале текущего года.
Проект проходит общественное обсуждение до 13 декабря включительно.
|
Проект постановления Правительства РФ |
Казначейством представлен обзор выявленных в 1 полугодии 2021 года нарушений бюджетного законодательства |
Сообщается о недостатках и нарушениях, в частности:
при доведении бюджетных данных при организации исполнения бюджета субъекта РФ по расходам в части средств, предоставленных из федерального бюджета;
при предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта РФ;
при формировании отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации;
при ведении учета и формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
|
«Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации в 1 полугодии 2021 года»
Документ включен в информационный банк: |
Предельный срок замещения гражданским служащим должности гражданской службы в порядке ротации ограничен десятью годами |
Закон о госслужбе скорректировали. Изменения вступят в силу 27 августа 2022 года. Разрешили продлевать контракт со служащим, который подпадает под ротацию. Срок замещения текущей должности можно увеличить с письменного согласия сотрудника. При этом нужно учесть рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.
Общий срок замещения одной должности не должен превышать 10 лет. Сейчас его устанавливают один раз на период от 3 до 5 лет.
Переводить служащего на другую должность разрешили в любой день последнего года действия контракта. Дату перевода предусматривают в плане ротации.
Стало допустимым предлагать служащему вакансии с меньшим должностным окладом, чем на текущей должности. Так можно поступать, если нет подходящих вакансий с равноценной или большей оплатой. В этой ситуации перевод оформляют только с письменного согласия служащего. Полагаем, если тот откажется, госоргану надо будет найти вакансии с окладом не меньше текущего.
Расширили гарантии служащим, которые отказались от всех предоставленных для ротации должностей. По действующим правилам наниматель предлагает им иные вакансии, только если причина для отказа уважительная. В законе предусмотрели такие нормы:
— если причина уважительная, госорган должен предложить и вакансии с меньшим должностным окладом;
— если причина неуважительная, наниматель вправе предложить такие же вакансии, как в первом случае.
О переводе в порядке ротации или продлении срока контракта служащих надо уведомлять не менее чем за 6 месяцев.
|
Федеральный закон от 29.11.2021 N 385-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статью 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
Минтруд подготовил поправки к ТК РФ об оплате периода «незанятости» творческих работников |
Планируют установить минимальный размер оплаты времени, когда творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. Предлагают закрепить, что в такой период сотруднику нужно начислять не меньше двух третей тарифной ставки или оклада и не ниже МРОТ. Рассчитывать сумму понадобится пропорционально времени «незанятости».
Если данный период возник по вине сотрудника, причем без уважительных причин, оплачивать его необязательно. Работодатель может это сделать из средств от приносящей доход деятельности. Размер и порядок оплаты потребуется установить коллективным, трудовым договором, локальным нормативным актом.
Изменения предложены в связи с тем, что КС РФ признал действующую норму частично неконституционной: она позволяет платить таким работникам даже меньше, чем при простое.
Публичное обсуждение проекта поправок завершат 23 декабря.
|
Проект федерального закона |
Для организаций бюджетной сферы подготовлены методические рекомендации по переходу на применение унифицированных форм электронных документов учета |
Унифицированные формы документов, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утверждены приказом Минфина России от 15 апреля 2021 г. N 61н.
Переход на применение унифицированных форм учета направлен на обеспечение информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется ведение учета, и информационное взаимодействие.
|
<Письмо> Минфина России от 01.12.2021 N 02-07-07/98091
Документ включен в информационный банк: |
За счет средств ОМС нельзя оказывать матпомощь, которую организация установила сама |
ВС РФ не стал пересматривать выводы судов о нецелевом использовании средств.
Медицинское учреждение выплачивало работникам матпомощь в связи со смертью близкого родственника, трудным финансовым положением, рождением детей. По собственному решению оно закрепило эти выплаты в разделе «Социальные льготы и гарантии» коллективного договора. Суммы перечисляли из средств ОМС.
Контролеры признали расходы нецелевыми. Их решение поддержали три судебные инстанции. Нормативные акты не обязывали учреждение оказывать матпомощь. Оплатой за труд она не является. Организация не доказала, что такие затраты нужны для выполнения программы ОМС.
Отметим, для государственных и муниципальных учреждений выплату матпомощи иногда предусматривают акты вышестоящих органов. В данном случае для учреждения такую обязанность не установили.
|
Определение ВС РФ от 01.11.2021 N 304-ЭС21-19590
Документ включен в информационный банк: |
Президент поручил повысить зарплаты отдельным категориям работников бюджетной сферы |
Для этих целей правительство должно выделить дополнительные деньги до конца года. Повышение нужно для достижения целевых показателей уровня зарплаты таких сотрудников по указам президента 2012 года.
При оценке достижения показателей не станут учитывать федеральные доплаты педагогам за классное руководство и выплаты медикам, которые оказывают помощь больным с коронавирусом.
Кроме того, в 2022 — 2024 годах правительство должно выделить дополнительные средства на повышение зарплат отдельным категориям работников бюджетного сектора экономики. Сделать это ему нужно до 15 июня 2022 года.
|
Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания с членами Правительства РФ |
Хотят расширить перечень видов медорганизаций, которые получат допфинансирование на выплату зарплат |
Предлагают дополнить список медорганизаций, которым предоставляют средства нормированного страхового запаса на оплату труда врачей и среднего медперсонала. В него войдут:
— родильные дома;
— медико-санитарные части;
— кардиологические, онкологические, офтальмологические и эндокринологические диспансеры;
— консультативно-диагностические центры, в т.ч. детские;
— центры общей врачебной практики.
Проект проходит общественное обсуждение.
|
Проект приказа Минздрава |
Госорган обязан создать комиссию для рассмотрения спора со служащим, напомнил суд |
Чиновнику объявили выговор. Он не согласился и подал нанимателю заявление с требованием рассмотреть этот вопрос на заседании комиссии по служебным спорам. Госорган ответил, что комиссию не создавал, и предложил сотруднику подать иск в суд.
По закону о госслужбе чиновник вправе обратиться за решением спора в комиссию госоргана. Та должна рассмотреть спор в течение 10 календарных дней. Чиновник посчитал, что его права нарушены. Он мог рассчитывать на более быстрое решение вопроса, чем в суде.
Судьи поддержали выводы служащего и взыскали с нанимателя компенсацию морального вреда.
|
Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 13.09.2021 по делу N 2-1970/2021, 33-3048/2021
Документ включен в информационный банк: |
Технический сбой при сдаче СЗВ-СТАЖ: суд снизил штраф за опоздание |
Организация опоздала с подачей отчетности в ПФР на 4 дня. Фонд оштрафовал ее на 106 тыс. руб. Компания обратилась в суд. Он снизил санкцию до 5 000 руб.
Суд учел смягчающие обстоятельства:
— нарушение связано с технической ошибкой программы;
— оно произошло впервые;
— опоздание не повлекло негативных последствий.
|
Постановление 10-го ААС от 19.10.2021 по делу N А41-28662/2021
Документ включен в информационный банк: |
Суд напомнил, что нельзя взыскать штраф за несоблюдение условий ученического договора |
С гражданином заключили договор, по которому он обязался пройти обучение, а затем по специальности отработать в организации 3 года. За невыполнение условия о трудоустройстве предусмотрели штраф. Гражданин прошел обучение, но на работу не вышел и отказался оплачивать штраф. Организация обратилась в суд.
Первая инстанция применила нормы ГК РФ и взыскала штраф.
Апелляция отменила решение, а кассация ее поддержала. Ученический договор дополняет трудовой. ТК РФ не предусматривает возможность включить в последний условие о штрафе. Значит, взыскать его нельзя.
Суды ранее занимали аналогичную позицию, например 3-й КСОЮ.
Какие условия включать в ученический договор, подскажет путеводитель.
|
Определение 6-го КСОЮ от 16.09.2021 N 88-20017/2021
Документ включен в информационный банк: |
Внесены корректировки в порядок формирования и применения КБК, их структуру и принципы назначения |
Изменениями, внесенными в раздел II «Классификация доходов бюджетов, в том числе уточнены положения, касающиеся присвоения кодов доходам федерального бюджета от административных штрафов, а также, в частности, введен код «190 «Безвозмездные неденежные поступления» с детализацией по подстатьям аналитической группы подвида доходов бюджетов.
Также, в частности, уточнено использование кодов направлений расходов в разделе III «Классификация расходов бюджетов».
Новыми позициями дополнено приложение 3 «Коды основных мероприятий целевых статей расходов, их наименования и соответствующие им полные наименования федеральных проектов в составе национальных проектов (программы) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Порядок в редакции настоящего приказа применяется начиная с бюджетов на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов), за исключением отдельных положений, применяющихся при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2021 год.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
|
Приказ Минфина России от 19.11.2021 N 187н
Документ включен в информационный банк: |
Росстат обновил порядок заполнения основных статформ для организаций |
С отчетности за январь 2022 года нужно применять обновленные указания по заполнению форм П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м).
Так, в форме П-1 не надо отражать сведения за предыдущий месяц, поскольку из нее исключили столбцы для таких данных.
В порядке заполнения формы П-2 перечислили, какие юрлица не должны ее сдавать. Например, это гаражные и жилищные кооперативы, ТСЖ. Они подадут годовую форму П-2 (инвест).
Убрали уточнение о том, что в инвестиции в основной капитал не входят затраты на покупку нефинансовых активов до 40 тыс. руб. за единицу, которые не отражают как основные средства.
Установили, что в форме П-4 к соцвыплатам нужно относить оплату (компенсацию) расходов работника на свое лечение. Сейчас в списке ее нет.
Уточнили, что в отчет не надо включать компенсацию дистанционному работнику за использование оборудования, программ и т.п., возмещение расходов, которые связаны с их использованием.
Разъяснили, как при расчете численности учитывать:
— тех, кто трудится на условиях неполного рабочего времени на основной работе и занят как внешний совместитель. При расчете среднесписочной численности их нужно учитывать пропорционально отработанному времени, включая время работы по совместительству;
— внешних совместителей, с которыми заключили ГПД. Они не входят в среднюю численность тех, кто выполняет работы по ГПД. Таких работников придется включить в численность внешних совместителей, а их зарплату и вознаграждение по ГПД — в фонд зарплаты внешних совместителей
|
Приказ Росстата от 24.11.2021 N 832
Документ включен в информационный банк: |