Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс  с 11.10.2021 по 18.10.2021

Бухгалтеру коммерческой организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеолекция: Прослеживаемость импортных товаров: уведомление об остатках С 08.07.2021 у налогоплательщиков появилась обязанность уведомлять ФНС об остатках прослеживаемых импортных товаров. Лектор расскажет, для чего нужно такое уведомление, в каких случаях, в какие сроки его необходимо подать и как заполнить.

Лектор: Климова Марина Аркадьевна, независимый консультант-практик по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и трудового права, к.э.н.

Продолжительность видеолекции — 25 минут.

Для работы сервиса требуется подключение к Интернету.

Видеолекция: Прослеживаемость импортных товаров: уведомление об остатках

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары».

Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

ФНС информирует об официальном опубликовании Приказа от 09.07.2021 N ЕД-7-21/647@, которым утверждена форма заявления о выдаче сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога Приказ издан в целях обеспечения выдачи налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 363 Налогового кодекса РФ.

Действие письма ФНС России от 10.03.2021 N БС-4-21/3006@ «О рекомендуемой форме заявления о передаче сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога» настоящим отменяется.

<Письмо> ФНС России от 27.09.2021 N БС-4-21/13654@ «О форме заявления о выдаче сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения о правилах указания в кассовых чеках отдельных реквизитов Сообщается, в частности, что реквизит кассового чека «код товара» (тег 1163) должен включаться в состав кассового чека при реализации товаров, маркированных средствами идентификации, всеми участниками оборота, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших отсрочку до 20.04.2022 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.02.2019 N 174. При этом участники оборота маркированных средствами идентификации товаров обязаны в установленный срок осуществить переход на форматы фискальных документов версии 1.2 (далее — ФФД 1.2).

При добровольном заполнении реквизита «код товара» (тег 1163) при реализации алкогольной продукции длина значения реквизита «КТ ЕГАИС-2.0» (тег 1308) в соответствии с таблицей 118 приложения N 2 к Приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ должна составлять 23 символа.

Относительно указания реквизита «мера количества предмета расчета» (тег 2108) в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) сообщается, что в соответствии с таблицей 97 приложения N 2 к Приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ данный реквизит подлежит включению в структуру данных реквизита «предмет расчета» (тег 1059) при использовании ФФД 1.2 вне зависимости от факта реализации пользователем ККТ маркированного товара, оказания услуг или выполнения работ. Действие предусмотренных примечанием N 2 к указанной таблице отсрочек истекло 01.01.2021 и 01.02.2021 соответственно.

<Письмо> ФНС России от 04.10.2021 N АБ-4-20/14043@ «О реквизитах кассового чека»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФНС напоминает об изменениях в форме налоговой декларации по налогу на имущество организаций, вступающих в силу с 01.01.2023

Сообщается, что утвержденная Приказом ФНС России от 09.08.2021 N ЕД-7-21/739@ форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций и изменения в порядке ее заполнения (далее — порядок) предусматривают следующие основные положения:

— форма декларации и порядок приведены в соответствие со вступающим в силу с 2023 г. пунктом 6 статьи 386 Налогового кодекса РФ, согласно которому налогоплательщики — российские организации не включают в декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;

— из декларации исключен признак налогоплательщика, указывавший на применение нормативных правовых актов, предусматривавших в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. продление установленных сроков уплаты налога (авансовых платежей по налогу);

— форма декларации и порядок приведены в соответствие с Федеральным законом от 11.06.2021 N 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 2 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в связи с принятием Федерального закона «О федеральной территории «Сириус»;

— в приложении N 5 «Коды видов недвижимого имущества» к порядку исключена строка с кодом «10» в связи с признанием утратившим силу пункта 3 статьи 380 НК РФ;

— в приложении N 6 «Коды налоговых льгот» к порядку наименование налоговых льгот приведено в соответствие с действующей редакцией пункта 7 статьи 346.35, пункта 26 статьи 381 НК РФ.

<Письмо> ФНС России от 07.10.2021 N БС-4-21/14214@ «Об изменении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Прослеживаемость товаров: ФНС разъяснила ряд нюансов о книге покупок, отчете и ответственности
Налоговая служба указала на такие моменты:
— по прослеживаемым товарам, ввезенным в РФ и выпущенным для внутреннего потребления, импортер не заполняет в книге покупок графы с реквизитами прослеживаемости, в т.ч. РНПТ. Налоговики объяснили это тем, что в таком случае в графе 3 вместо номера и даты счета-фактуры указывают регистрационный номер декларации на товары;
— даже если товар планируют использовать как в облагаемых, так и не облагаемых НДС операциях, реквизиты прослеживаемости и стоимость товара из счета-фактуры в книгу покупок переносят полностью. Неважно, какую часть НДС планируют принять к вычету. Это верно и тогда, когда налог заявляют к вычету частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет;
— если налогоплательщик не регистрирует в книге покупок счета-фактуры на прослеживаемые товары и не использует право на вычет НДС, то у него нет обязанности отражать сведения из таких счетов-фактур в отчете об операциях с прослеживаемыми товарами. То же самое верно и для случая, когда у налогоплательщика нет права на вычет;
— если при ремонте оборудования прослеживаемый товар стал неотъемлемой его частью, то передачу товара для ремонта нужно отразить в отчете. При этом указывают код 01. Он означает, что товар передали в производство или на переработку. Напомним, что сам по себе ремонт товара (когда он не становится частью какого-либо оборудования) не прекращает прослеживаемость. Такую операцию в отчет не включают. См. новость;
— за непредставление отчета и документов с реквизитами прослеживаемости нельзя штрафовать по ст. 126 и 126.1 НК РФ. Напомним, по данным статьям привлекают за непредставление сведений налоговикам и представление налоговыми агентами недостоверных сведений.
Письмо ФНС России от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14004@

Письмо ФНС России от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14005@

Письмо ФНС России от 01.10.2021 N ЕА-4-15/13953@

Письмо ФНС России от 30.09.2021 N ЕА-4-15/13856@

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Актуализирован порядок ведения кабинета контрольно-кассовой техники

К пользователям кабинета контрольно-кассовой техники относятся организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, операторы фискальных данных (соискатели разрешения на обработку фискальных данных), экспертные организации, а также изготовители контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей.

Настоящий порядок определяет:

перечень документов (информации, сведений) в электронной форме, размещаемых налоговыми органами в кабинете контрольно-кассовой техники;

перечень документов (информации, сведений) в электронной форме, передаваемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники;

порядок доступа организаций и индивидуальных предпринимателей к кабинету контрольно-кассовой техники;

перечень документов (информации, сведений) в электронной форме, передаваемых операторами фискальных данных (соискателями разрешения на обработку фискальных данных), экспертными организациями, а также изготовителями контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей;

порядок передачи документов (информации, сведений) в электронной форме в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники.

Признается утратившим силу Приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/232@, которым утвержден аналогичный порядок.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования и действует до 1 марта 2028 года.

Приказ ФНС России от 08.09.2021 N ЕД-7-20/798@ «Об утверждении Порядка ведения кабинета контрольно-кассовой техники»

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Актуализированы формы заявлений о соответствии модели ККТ и модели фискального накопителя требованиям законодательства РФ

Приводится порядок заполнения указанных заявлений, а также порядок их направления и получения на бумажном носителе.

Также установлены перечни дополнительных сведений, которые необходимо указывать в заявлении о соответствии модели ККТ и модели фискального накопителя.

Признается утратившим силу Приказ ФНС России от 16.05.2017 N ММВ-7-20/456@, которым утверждены аналогичные формы, с внесенными в него изменениями.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня его официального опубликования и действует до 1 марта 2028 года.

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)
ФНС пояснила, как техническому заказчику заполнить строку 5а сводного счета-фактуры для инвестора
Налоговики рассмотрели ситуацию, когда сводные счета-фактуры оформляют на основании актов приема-передачи затрат или результатов работ. Они отметили: в стр. 5а указывают реквизиты первичного документа, на основании которого составили сводный счет-фактуру. При этом неважно, сколько «первички» еще приложили.
То есть, в данном случае в стр. 5а нужно отразить реквизиты акта.
Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти
НДФЛ с оплаты питания работника: Минфин подсказал, как определить дату получения дохода

 
По мнению ведомства, дата получения дохода — день оплаты питания за работника. По НК РФ это доход в натуральной форме. Датой фактического получения такого дохода считают день его передачи.
Отметим, при оплате питания работодатель должен вести учет доходов каждого работника. Ранее Минфин отмечал: если определить экономическую выгоду работника невозможно, облагаемого дохода нет. Такой же подход и у ВС РФ.
Письмо Минфина России от 14.09.2021 N 03-04-05/74365

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Иностранная организация оказала помимо электронных иные услуги: финансисты напомнили, кто платит НДС
Если иностранная компания оказала и электронные, и другие услуги, местом реализации которых признается РФ, то НДС по всем услугам исчисляет и платит она. Финансисты уже давали похожее разъяснение.
Кроме того, ведомство напомнило, что покупатель имеет право на вычет, если есть:
— договор или расчетный документ с ИНН и КПП иностранной организации, а также НДС;
— документы на перечисление оплаты, включая налог.
Письмо Минфина России от 28.07.2021 N 03-07-08/60250

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Закупка товара через «технические» компании: суд разрешил учесть фактические расходы
Организация вела формальный документооборот по закупке товаров с двумя контрагентами. Фактически продукция поступала от производителей на спецрежимах. Налоговики провели выездную проверку и отказали организации в учете расходов по налогу на прибыль по операциям с этими лицами.
Хотя суды поддержали доводы инспекции о формальном документообороте, они пришли к выводу, что ей следовало определить действительный размер налоговых обязательств. Отказ в учете экономически обоснованных расходов по формальному признаку искажает реальный размер налога, а он должен иметь экономическое обоснование и не может быть произвольным.
Суды сослались в том числе на позицию КС РФ: в ходе налогового контроля определяют объем налогов исходя из фактических показателей хозяйственной деятельности. В данном случае они учли общую сумму затрат на товар без необоснованной наценки.
К похожему выводу пришел АС Уральского округа.
Отметим, ФНС допускает налоговую реконструкцию в определенных случаях.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2021 N Ф04-4786/2021 по делу N А27-291/2020

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ФНС напоминает о порядке представления новой налоговой декларации по налогу на игорный бизнес

Приказом ФНС России от 05.07.2021 N ЕД-7-3/634@ (далее — Приказ) утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, а также формат ее представления в электронной форме и порядок заполнения.

Установлено, что указанный Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, то есть 29.11.2021. При этом указано, что по формам и форматам, утвержденным данным Приказом, налоговые декларации представляются, начиная с налогового периода, следующего за месяцем вступления Приказа в силу.

Таким образом, учитывая, что согласно статье 368 НК РФ налоговым периодом признается календарный месяц, налогоплательщики обязаны представлять вышеуказанную декларацию по форме, формату, и в порядке, утвержденным Приказом ФНС России от 05.07.2021 N ЕД-7-3/634@, начиная с налогового периода за декабрь 2021 года.

<Письмо> ФНС России от 11.10.2021 N СД-4-3/14354@ «О представлении налоговой декларации по налогу на игорный бизнес» 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфин уверен: на оплату проезда исполнителя к месту оказания услуг не начисляют страховые взносы
Если исполнитель по гражданско-правовому договору произвел и документально подтвердил расходы, а заказчик их возместил или оплатил, эту сумму не облагают взносами. Норма действует с 1 января 2021 года. По мнению Минфина, такое правило применяют, например, в отношении оплаты проезда к месту оказания услуг физлицами, а также их проживания.
Для ситуации, когда исполнитель является самозанятым, ведомство обратило внимание на другой аргумент: если выплату учитывают в базе по НПД и у заказчика есть чек, то страховые взносы платить не нужно.
Отметим, разъяснения касаются ситуации, когда оказывают актерские услуги. Однако полагаем, вывод можно применить и к другим случаям.
Письмо Минфина России от 22.09.2021 N 03-04-06/76866 

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

 

Недобросовестность компании и неподача ею документов убедили суд в необходимости обеспечительных мер
АС Северо-Кавказского округа признал законным решение инспекции об обеспечительных мерах. Налоговики запретили отчуждать без их согласия транспорт.
Как указал суд, проверяющие соблюли очередность принятия мер. Они проанализировали состав имущества и запросили документы. Организация их не представила.
Инспекция установила, что общество применяло схемы незаконной минимизации налоговых обязательств. Оно показало признаки недобросовестности:
— отчуждение транспорта;
— снижение выручки;
— выделение и создание новой компании с передачей имущества;
— значительный размер начисленных налога, пеней, штрафа;
— реализация большой части недвижимого имущества и транспортных средств;
— непогашение начислений по решению инспекции.
Запрет на отчуждение имущества приняли, чтобы исполнить решение налоговой. Суд счел, что непринятие мер могло затруднить или сделать невозможным исполнение решения.
Также суд учел обстоятельства:
— организация не представила доказательства того, что из-за обеспечительных мер нельзя выполнить финансовые обязательства;
— она не направила документы для замены обеспечительных мер иными мерами;
— компания не захотела заменить другим имуществом транспорт, который отчужден третьему лицу.
В данном споре АС Северо-Кавказского округа поддержал инспекцию. Однако были решения и в пользу организаций. Например, АС Поволжского округа отменил обеспечительные меры инспекции, поскольку недобросовестность и невозможность уплаты налогов не доказали.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.09.2021 N Ф08-9528/2021 по делу N А63-17417/2020 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Северо-Кавказского округа