Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 23.08.2021 по 30.08.2021
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Временные рекомендации по вакцинации взрослых от коронавируса снова обновили» |
Документ направили в регионы для организации вакцинации взрослых. Об этом сообщают на сайте Минздрава. Уточнили применение «Спутник Лайт», порядок направления сообщений о побочных проявлениях и др. в обзоре рассмотрены основные новшества.
|
Обзор: «Временные рекомендации по вакцинации взрослых от коронавируса снова обновили»
Документ включен в информационные банки: |
|
Минздрав: эксперты одобрили более широкое использование вакцины «Спутник Лайт» |
Министр здравоохранения сообщил, что эксперты дали разрешение на использование вакцины «Спутник Лайт» у лиц старше 60 лет.
В реестре лекарственных средств размещены изменения в инструкцию по применению вакцины. Из них следует, что теперь она показана к применению для лиц старше 18 лет. Однако нужно проявлять осторожность, в частности, если пациент старше 60 лет и ранее не прошел вакцинацию от коронавируса и не болел им.
|
Информация Минздрава России от 21.08.2021 | |
Медицинская организация самостоятельно принимает решение о полном или частичном переходе на ведение документации в форме электронных документов |
Методрекомендации содержат требования к хранению и уничтожению электронных документов и др. Их могут использовать медорганизации, которые приняли решение о полном или частичном переходе на ведение документов в электронной форме без дублирования на бумаге.
Сроки перехода определяют исходя из технической готовности.
По письменному заявлению пациента (его законного представителя) меддокументацию, которую ведут в электронной форме, дублируют на бумаге.
При переходе на электронный документооборот, в частности, рекомендуют:
— принять локальный акт руководителя медорганизации. В нем кроме основных требований можно определить, например, правила идентификации (нумерации), регистрации и учета электронных документов в информационной системе организации;
— обеспечить медицинских и иных уполномоченных работников квалифицированными сертификатами ключей проверки ЭП;
— обучить персонал работе с информационными системами, в которых формируют электронные документы.
Документы с подписью пациента, в т.ч. согласие и заявление, рекомендуют хранить на бумаге с одновременным переводом в электронную форму с соблюдением требований.
Записи в электронных журналах учета доступа к электронным документам хранят не менее 5 лет с даты последнего доступа авторизованного пользователя к этому документу.
Документы с истекшим сроком хранения уничтожают по итогам экспертизы ценности физически или программно-техническими средствами.
Для поэтапного перехода на электронный документооборот приводится типовой план мероприятий.
|
<Письмо> Минздрава России от 10.08.2021 N 18-5/1495 <О направлении Методических рекомендаций по поэтапному переходу на ведение медицинской документации в форме электронных документов>
Документ включен в информационный банк: |
|
Планируют дополнить требования к соискателям лицензии на медицинскую деятельность |
Положение о лицензировании медицинской деятельности, которое с 1 сентября заменит действующее, уже предлагают изменить. В частности, хотят включить требования к руководителю (заместителям) соискателя лицензии, которых в новом положении нет. Если проект примут, обновленные правила заработают с 1 марта 2022 года.
Нужно будет, чтобы у руководителя (его заместителей) соискателя лицензии имелось высшее медицинское образование и аккредитация или сертификат по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». У руководителя больницы (дома) сестринского ухода, хосписа, а также у заместителей руководителя любых соискателей лицензии может быть аккредитация или сертификат по специальности «Управление сестринской деятельностью».
Если соискатель лицензии хочет оказывать первичную доврачебную помощь, у руководителя и его заместителей может быть:
— высшее образование (бакалавриат) по направлению «Сестринское дело» и аккредитация или сертификат по специальности «Управление сестринской деятельностью»;
— среднее профобразование и аккредитация или сертификат по специальности «Организация сестринского дела».
Стаж работы по специальности у руководителя (заместителя) соискателя лицензии должен будет составлять не менее 3 лет (при наличии среднего медицинского образования) или 5 лет (при наличии высшего медицинского образования).
Отметим, что сходные требования к образованию и стажу таких лиц действуют сейчас.
|
Проект постановления Правительства РФ
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 сентября 2021 года вступают в силу обновленные санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» |
Обновленные правила объединили в себе кодифицированные требования 58 действующих санитарных правил по профилактике инфекционных болезней.
Основные обновления коснулись гармонизации терминологии и понятийного аппарата с действующим законодательством, актуализации требований в области обеспечения биологической безопасности при работе с патогенными биологическими агентами, уточнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер по предупреждению возникновения и распространения отдельных видов инфекций, включая грипп, острые респираторные инфекции и инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, а также оптимизации объема требований к санитарной охране территории РФ.
|
<Информация> Роспотребнадзора от 27.08.2021 «Об актуализированных санитарно-эпидемиологических требованиях по профилактике инфекционных болезней» | |
Разработали правила диспансерного наблюдения детей с некоторыми заболеваниями глаз |
Минздрав предлагает утвердить порядок диспансерного наблюдения за детьми с травмами, врожденными аномалиями и болезнями глаза и его придаточного аппарата. Общественное обсуждение проекта закончится 3 сентября. Планируется, что документ вступит в силу 1 марта 2022 года.
Диспансерное наблюдение будет проводить офтальмолог медорганизации, в которой оказывают помощь детям. Его организуют при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
Решение о наблюдении или о его прекращении зафиксируют в амбулаторной карте ребенка (форма 025/у) и карте диспансерного наблюдения (форма 030/у). Если организация ведет документацию в электронной форме, это сделают с использованием медицинской или региональной информационной системы.
Офтальмолог сможет использовать телемедицину, в т.ч. для дистанционного консультирования.
Наблюдение прекратят, если ребенок выздоровеет, родитель (законный представитель) письменно откажется от наблюдения, ребенку исполнится 18 лет либо он умрет.
При диспансерном наблюдении детей осмотрят специалисты и проведут обследования в установленных объемах.
|
Проект приказа Минздрава России
Документ включен в информационный банк: |
|
Предлагают утвердить форму претензии для обжалования заключения страховой организации |
ФФОМС разработал форму обжалования результатов медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медпомощи. Общественное обсуждение проекта приказа закончится 3 сентября.
Медорганизации будут направлять в ТФОМС претензию на заключение страховой организации по установленной форме (Приложение N 8 к проекту приказа). В претензии, в т.ч. укажут:
— номер заключения, которое обжалуют;
— данные эксперта, например Ф.И.О.;
— номер полиса ОМС;
— сумму взаиморасчета;
— обоснование претензии;
— перечень вопросов.
К претензии прилагают материалы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по оспариваемому случаю и иные документы.
Руководитель подписывает претензию и заверяет печатью медорганизации.
Напомним, направить претензию можно в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой организации.
|
Проект приказа ФФОМС | |
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности могут изменить |
Публичное обсуждение проекта положения о лицензировании фармацевтической деятельности завершится 1 сентября. Планируется, что документ вступит в силу 1 марта 2022 года и заменит действующий порядок. Выделим основные новшества.
Соискателям лицензии на розничную торговлю лекарствами (за исключением медорганизаций и их обособленных подразделений) потребуются производственные объекты по месту ведения деятельности, технические средства, оборудование и техническая документация. Они могут быть в собственности соискателя или принадлежать ему на ином законном основании с правом владения и пользования. Эти объекты должны соответствовать:
— требованиям розничной торговли лекарствами;
— правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарств;
— правилам надлежащей аптечной практики.
Соискателям для ведения фармацевтической деятельности нужно назначить лицо, ответственное за внедрение и обеспечение системы качества хранения и перевозки лекарств и актуализацию стандартных операционных процедур.
Лицензиат должен будет соблюдать аналогичные требования в отношении наличия объектов и назначения ответственного лица.
Для руководителей организаций не будет условия о профильном образовании и стаже работы по специальности. Сейчас это необходимо как соискателям, так и лицензиатам. Останется обязанность заключить трудовые договоры с работниками, у которых есть необходимое образование, аккредитация или сертификат специалиста.
|
Проект постановления Правительства РФ
Документ включен в информационный банк:
|
|
Медорганизации будут направлять в МВД сведения о некоторых пациентах по новым правилам |
Минздрав утвердил порядок передачи в территориальные органы полиции данных, которые составляют врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя. Эти правила нужно использовать с 30 августа взамен действующих.
Медорганизации должны сообщить сведения:
— о пациентах с признаками причинения вреда здоровью противоправными действиями. Отметим, это будет касаться и граждан с отравлением психоактивными веществами, в т.ч. алкоголем (пп. 10 п. 1 приложения к приказу);
— лицах, которые не могут сообщить данные о своей личности;
— смерти пациентов, личность которых установить не удалось.
Информацию о них передают телефонограммой с последующей досылкой извещения. Это нужно сделать в течение суток, а не в течение 1 рабочего дня, как сейчас (п. 3 приложения к приказу).
Извещение можно направить на бумаге или в электронной форме (п. 3 приложения к приказу). В последнем случае оно посредством ЕГИСЗ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия поступит в информационную систему МВД. Извещение заверяет усиленной квалифицированной ЭП ответственный за передачу сведений медработник (п. 5 приложения к приказу). Он подписывает и извещение на бумаге, которое медорганизация заверяет круглой печатью (п. 4 приложения к приказу). Сейчас кроме нее на извещении должна быть подпись руководителя медорганизации или одного из его заместителей.
Помимо сведений, которые сейчас указывают в извещении, в него нужно внести:
— место фактического проживания физлица, если известно (пп. 2 п. 6 приложения к приказу);
— адрес, с которого был доставлен пациент, если такая информация есть (пп. 4 п. 6 приложения к приказу);
— предварительную причину смерти (пп. 5 п. 6 приложения к приказу).
Журнал регистрации сведений о поступлении или обращении пациентов ведут в электронной форме в информационной системе медорганизации или региональной системе в сфере здравоохранения. Если такой возможности нет — на бумажном носителе (п. 7 приложения к приказу).
|
Приказ Минздрава России от 24.06.2021 N 664н | |
Суд снова признал целевыми расходы по ОМС на оплату труда эпидемиолога в случае, если нет лицензии |
Врач-эпидемиолог не оказывает медицинские услуги, но он необходим для деятельности медорганизации в целом. Если у нее нет лицензии по эпидемиологии, возникают споры с контролерами.
Из-за подобных нарушений при оказании услуг уменьшают объем финансирования. В случае с работой эпидемиолога проверяющие пытаются доказать, что расходы нецелевые.
Так произошло и на этот раз. Суд встал на сторону медорганизации, чем подтвердил давнюю практику. Например, аналогичные решения принимал ВС РФ в 2018 и 2019 годах. Суды указывают:
— проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий входит в обязанности медорганизации независимо от того, есть ли у нее на это лицензия;
— нарушение лицензионных требований само по себе не доказывает, что расходы нецелевые, если иное не предусмотрено в документах о выделении денег.
Отметим, в некоторых территориальных программах предусматривают такое условие: всем медикам можно платить зарплату за счет ОМС только по лицензированным видам деятельности. В этом случае суды поддерживают контролеров.
|
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 26.07.2021 по делу N А18-1240/2020
Документ включен в информационный банк: |
|
ФФОМС планирует уточнить порядок представления отчетности N ЗПЗ «Организация защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования» |
Проект устанавливает порядок представления ряда таблиц указанной отчетности: Таблицы 1 «Обращения застрахованных лиц»; Таблицы 2 «Досудебная и судебная защита прав застрахованных лиц»; Таблицы 3 «Досудебная и судебная защита прав застрахованных лиц по причинам обращений, признанным обоснованными»; Таблицы 4 «Возмещение расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью (иски в порядке регресса)»; Таблицы 12 «Удовлетворенность объемом, доступностью и качеством медицинской помощи по данным опросов»; Таблицы 13 «Информирование застрахованных лиц о правах в сфере ОМС».
|
Проект Приказа ФФОМС «О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 25 марта 2019 г. N 50 | |
Установлены правила информационного взаимодействия в сфере ОМС |
Правилами определены участники и способы информационного взаимодействия, состав сведений, обмен которыми осуществляется при информационном взаимодействии, а также порядок обработки полученных в результате такого информационного взаимодействия сведений.
|
Приказ ФФОМС от 31.03.2021 N 34н
Документ включен в информационный банк: |