Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс  с  09.08.2021 по 16.08.2021

Для граждан РФ

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Правила о внесудебном банкротстве граждан планируют изменить с учетом интересов кредиторов
По проекту гражданин сможет подать заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке, если общий размер денежных обязательств и обязательных платежей не превышает 1 млн руб. При этом нужно учитывать следующее:
— сумма денежных обязательств должна составлять не менее 50 тыс. и не более 500 тыс. руб.;
— сумма обязательных платежей — не более 500 тыс. руб.
На данный момент обе суммы, вместе взятые, не должны быть меньше 50 тыс. и больше 500 тыс. руб. Имущественные и финансовые санкции в расчет не включают (это правило сохранят). Как и сейчас, будут и другие требования для подачи заявления.
В случае прекращения внесудебного банкротства перестанет действовать, в частности, приостановка:
начисления неустоек и других финансовых санкций, а также процентов по большинству обязательств;
взыскания имущества по исполнительным документам (кроме, например, алиментов).
Будут считать, что эти последствия не применяются с даты включения сведений о начале внесудебного банкротства в специальный реестр.
Кроме того, зафиксируют право кредитора подать в арбитражный суд по месту жительства гражданина иск с просьбой не освобождать его от исполнения обязательств. Сделать это можно будет не позднее года со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о том, что есть основания не применять правило об освобождении. Право будет действовать 3 года со дня, когда сведения о завершении внесудебного банкротства внесли в реестр.
В проекте есть и другие положения. Его общественное обсуждение завершат 19 августа.
Проект федерального закона

Документ включен в информационный банк:
— Проекты правовых актов

Банк России рекомендует кредитным организациям при обслуживании инвалидов и пожилых граждан подключать им сервис «второй руки»
В частности, в целях предотвращения проведения операций, влекущих риски финансовых потерь для клиентов вследствие мошеннических действий, кредитным организациям рекомендуется обеспечить таким клиентам возможность, в том числе без личного присутствия, а также без участия работника или представителя кредитной организации назначить другого клиента данной кредитной организации с его согласия лицом, производящим дополнительный контроль осуществляемых клиентом операций посредством получения с согласия клиента уведомлений о его финансовых операциях, планируемых им к совершению с использованием дистанционных (цифровых) каналов, и возможности подтверждать либо отклонять их (сервис «второй руки»).
Оказывать клиенту с использованием дистанционных (цифровых) каналов платежные услуги, в том числе по переводу денежных средств со счетов (вкладов), услуги по выдаче кредитов (займов) рекомендуется только при условии получения при заключении договора об оказании финансовых услуг прямо выраженного волеизъявления клиента на использование указанных каналов.
Также, в том числе рекомендуется предоставить клиентам возможность скрыть при помощи любых каналов обслуживания отображение в дистанционных (цифровых) каналах определенных счетов/вкладов и/или платежных карт клиента.
«Методические рекомендации по обеспечению дополнительной защиты прав потребителей из числа лиц с инвалидностью и иных маломобильных групп населения, а также по усилению мер по предотвращению финансовых потерь и снижению риска совершения мошеннических операций в отношении денежных средств, находящихся на счетах указанных групп клиентов, в ходе предоставления им финансовых услуг посредством дистанционных (цифровых) каналов» (утв. Банком России 09.08.2021 N 11-МР)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Верховный суд конкретизировал позицию КС РФ о возможности изъять единственное жилье банкрота
Предприниматель 16 лет был зарегистрирован в квартире матери. В это время он строил свой дом. Пробовал оформить его в собственность, но Росреестр отказал, так как предоставили не все документы.
Как поручитель, предприниматель задолжал банку деньги, его признали банкротом. Через 2 дня после этого он оформил право собственности на дом, а через несколько месяцев зарегистрировался в нем. Тогда же он попросил исключить из конкурсной массы единственное жилье (дом более 360 кв. м) и участок (более 2 000 кв. м).
Две инстанции отказали. Предприниматель действовал недобросовестно. Он искусственно наделил объекты недвижимости исполнительским иммунитетом.
Кассация с ними не согласилась. У предпринимателя и его бывшей супруги нет другого жилья. То, что он сменил место регистрации в ходе банкротства, само по себе не говорит о недобросовестном поведении и злоупотреблении правом.
ВС РФ отправил дело на новое рассмотрение. Первые две инстанции недостаточно исследовали обстоятельства дела. Преждевременно сделали вывод о недобросовестности, не выяснили, где фактически проживал должник. Не установили, чем была вызвана задержка регистрации. Кассация ошибочно применила исполнительский иммунитет.
Верховный суд детализировал позицию КС РФ о возможности обращать взыскание на единственное жилье. Он, в частности, указал:
— приобрести замещающее жилье (более скромное) может не только кредитор, но и финансовый управляющий путем продажи имущества должника. При этом нельзя, чтобы право собственности на имеющийся дом прекратили раньше, чем возникнет право на замещающее жилье;
— нужно предусмотреть возможность прекратить торги по продаже жилья, если цена упала ниже той, при которой не пополнится эффективно конкурсная масса;
— если новое жилье покупает кредитор, он несет риски того, что выручка от продажи недвижимости банкрота не покроет затраты;
— вопрос о приобретении замещающего жилья нужно сначала вынести на обсуждение собрания кредиторов. Его созовет финансовый управляющий по своей инициативе либо по требованию кредитора или должника. Только после этого вопрос об ограничении исполнительского иммунитета передадут в суд;
— при поручительстве можно установить такую очередность, что жилье продадут, только если недостаточно имущества основного должника.
Определение ВС РФ от 26.07.2021 N 303-ЭС20-18761

Перейти к документу 

Правительством предложено расширить программу предоставления субсидий на трудоустройство безработных граждан
Проектом программу субсидирования трудоустройства предлагается распространить на граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Так, в частности, предусматривается возможность предоставления работодателям субсидий при приеме на работу граждан, которые зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных граждан на 1 июля 2021 г. или зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных граждан и относятся к категории инвалидов, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.
Проект также содержит положение, согласно которому при оценке результата предоставления субсидии не учитываются трудоустроенные безработные граждане, уволенные на основании статьи 80 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника).
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления субсидии Фондом социального страхования Российской Федерации в 2021 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362»

Перейти к документу

Утверждены методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта
Социальный контракт представляет собой соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации.
Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя).
Мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, являются:
— поиск работы;
— осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
— ведение личного подсобного хозяйства;
— осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Социальный контракт заключается на следующий период:
по основному мероприятию «поиск работы» — не более чем на 9 месяцев;
по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» — не более чем на 12 месяцев;
по основному мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства» — не более чем на 12 месяцев;
по основному мероприятию «осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации» — не более чем на 6 месяцев. 
Приказ Минтруда России от 03.08.2021 N 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Обновлены методические рекомендации по оказанию помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей
Основной целью оказания психолого-педагогической, методической и консультационной помощи является обеспечение повышения компетентности родителей (законных представителей) детей, граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам: их развития, воспитания, обучения и социализации; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования; планирования родителями (законными представителями) действий по решению возникающих при воспитании, развитии и обучении ребенка вопросов; определения перечня и порядка выполнения необходимых действий гражданами, желающими принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Оказание услуг должно быть направлено на пропаганду позитивного и ответственного родительства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Признано утратившим силу Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 N Р-26.
Распоряжение Минпросвещения России от 10.08.2021 N Р-183

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В Тюменской области утверждено Положение о порядке использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства
Определено, что использование земель или земельных участков осуществляется на основании утверждаемой органами местного самоуправления схемы размещения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, и стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства (далее — схема).
Согласно Положению использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, осуществляется за плату. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения инвалидами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства осуществляется бесплатно.
Положением установлены условия и сроки использования земель или земельных участков, порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, порядок согласования органами местного самоуправления схемы, а также порядок определения платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для возведения гражданами гаражей.
Плата за использование гражданами земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, устанавливается в размере 150 рублей в год.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 года.
Постановление Правительства Тюменской области от 11.08.2021 N 454-п

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область