Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 26.07.2021 по 02.08.2021
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Медорганизации могут обязать направлять экстренное извещение об инфекционной и другой болезни |
Минздрав разработал новые формы первичной медицинской документации. Их нужно будет заполнять при подозрении на заболевания из перечня или их выявлении. Общественное обсуждение документа завершится 6 августа.
Проект содержит 2 формы:
— N 058/у — экстренное извещение о случае инфекционной, паразитарной и другой болезни, носительства возбудителей инфекционных болезней, отравления, неблагоприятной реакции, связанной с введением иммунобиологических лекарственных препаратов, воздействия живых механических сил;
— N 060/у — журнал учета таких случаев.
Медорганизация должна назначить работника, который будет контролировать заполнение извещений. Их, как и журнал, нужно формировать в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной ЭП врача. Эти документы можно оформлять и на бумаге.
Если при оказании любых видов медпомощи будет выявлено заболевание из перечня, медработник должен:
— в течение 2 часов информировать по телефону или иным каналам связи территориальные органы Роспотребнадзора;
— в течение 12 часов направить извещение на бумажном носителе в территориальные органы Роспотребнадзора или внести данные в специализированный электронный регистр;
— направить электронную копию извещения в Минздрав посредством информационного обмена с информационными системами в сфере здравоохранения.
Формировать извещение на бумаге не нужно при некоторых массовых инфекционных болезнях, например гриппе, ОРВИ, включая коронавирус.
|
Проект приказа Минздрава России
Документ включен в информационный банк: |
|
В 2021 году физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности без сертификата специалиста в целях проведения осмотра пациентов перед вакцинацией |
Соответствующее дополнение внесено в перечень случаев и условий, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста.
|
Приказ Минздрава России от 22.07.2021 N 793н
Документ включен в информационный банк: -Российское законодательство (Версия Проф) |
|
Детей-инвалидов с 26 июля нужно обслуживать вне очереди |
Президент ввел обязанность обслуживать вне очереди детей-инвалидов и тех, кто их сопровождает. Ее должны соблюдать предприятия торговли и общепита, службы быта, связи и ЖКХ, учреждения здравоохранения, образования, культуры, юридические компании и пр. Правило действует с 26 июля.
С этой даты дети-инвалиды и их сопровождающие имеют также право на внеочередной прием у руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций.
Ранее данные положения касались только инвалидов I и II групп. Напомним, группы инвалидности устанавливают совершеннолетним гражданам, а детям — категорию «ребенок-инвалид».
|
Указ Президента РФ от 26.07.2021 N 437
Документ включен в информационный банк: -Российское законодательство (Версия Проф) |
|
С 3 августа действуют поправки к временному порядку работы медорганизаций во время пандемии COVID-19 |
Главные изменения касаются медорганизаций, которые проводят вакцинацию против коронавируса, а также стационаров.
Для осмотра пациентов перед вакцинацией от COVID-19 можно трудоустроить врачей-стажеров по специальностям, которые не предусмотрены документами об образовании. Допустить к осмотру можно лиц с высшим медобразованием по специальностям «Педиатрия» и «Стоматология» без аккредитации специалиста после обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов). При этом стажеры должны работать под контролем завотделением — профильного специалиста или профильного врача. Такое положение включили во временный порядок работы медорганизаций, которые оказывают медпомощь амбулаторно. Отметим, что соответствующее изменение внесли и в случаи и условия, при которых лица без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации могут работать в медорганизациях или аптеках в этом году.
Временные правила приема пациентов в медорганизации для оказания плановой специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медпомощи дополнили нормой о том, что при госпитализации нужно представить:
— документы, предусмотренные положением об оказании специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медпомощи или порядком организации высокотехнологичной медпомощи с применением ЕГИСЗ;
— сведения о вакцинации против коронавирусной инфекции (при наличии).
Как говорилось в пояснительной записке к проекту приказа, информация о вакцинации нужна стационарам, чтобы создать комфортные условия для пациентов, которые сделали прививку от COVID-19.
|
Приказ Минздрава России от 22.07.2021 N 792н
Документ включен в информационный банк: -Российское законодательство (Версия Проф) |
|
Суд признал неправомерной покупку за счет ОМС дорогостоящего оборудования путем дробления его цены |
Медорганизация купила оборудование — бинокулярную лупу за 90 тыс. руб. и оправу за 99 тыс. руб. Поскольку стоимость единицы товара составила менее 100 тыс. руб., она оплатила их за счет ОМС.
ТФОМС посчитал, что расходы нецелевые: тариф на оплату медпомощи не предусматривает покупку дорогостоящего оборудования, а лупа и оправа входят в комплект.
Организация обратилась в суд. Она указала, что товары являются двумя самостоятельными объектами, их можно использовать как совместно, единым комплектом, так и раздельно.
Суд не согласился. Организация купила дорогостоящее оборудование путем дробления его цены. Цель покупки — получение полноценного оборудования, поэтому его стоимость следовало определять по всем принадлежностям и учитывать как единый объект основных средств. Его нельзя оплачивать из средств ОМС/
|
Постановление АС Уральского округа от 22.06.2021 по делу N А71-6498/2020
Документ включен в информационный банк: -АС Уральского округа |
|
Минздрав обновил временные рекомендации по вакцинации взрослых против COVID-19 |
В действующий порядок добавили правила вакцинации онкологических пациентов. Например, Спутник V разрешили использовать без допограничений для завершивших противоопухолевое лечение, вне зависимости от исходной стадии и формы заболевания (п. 3.13 рекомендаций).
Допустили временные ограничения к вакцинации пациентов с заболеваниями систем крови. В частности, противопоказанием к прививке может послужить период проведения индукционной и консолидирующей химиотерапии (п. 3.29 рекомендаций).
Медорганизациям следует использовать обновленный список противопоказаний к вакцинации. Они представлены в виде таблицы (п. 8.5 рекомендаций).
|
Информация Минздрава России от 24.07.2021 | |
Суд: аптеке недостаточно иметь аналоги препарата из минимального ассортимента лекарств |
На момент проверки в аптеке не было препарата, который включен в минимальный ассортимент лекарств. Суд первой инстанции отклонил довод организации о том, что были иные лекарства, содержащие то же действующее вещество. Апелляция поддержала позицию суда.
При проверке выявили нарушение: в аптеке не было таблеток бисакодила. Это организация не отвергала, но настаивала на том, что в продаже были аналоги препарата в одной ценовой категории.
Суд первой инстанции указал, что таблетки бисакодила включены в минимальный ассортимент лекарств. Аптеки обязаны обеспечивать наличие такого ассортимента. Возможность заменить эти препараты аналогами не предусмотрена.
Суд сделал вывод о том, что аптеку можно привлечь к ответственности за грубое нарушение лицензионных требований, которая влечет штраф или приостановление деятельности. Однако штраф заменили предупреждением. Суд учел, что таблетки бисакодила поступили в аптеку в день проверки. Кроме того, препарат продавался в виде суппозиториев и были его аналоги. Апелляция с такими выводами согласилась.
|
Постановление 14-го ААС от 20.05.2021 по делу N А13-1212/2021
Документ включен в информационный банк: -14 апелляционный суд |
|
Суд нашел основания, чтобы снизить штраф медучреждению за «нецелевку» в 10 раз |
ТФОМС выявил нецелевое использование медучреждением средств ОМС. В суде он пытался взыскать неправомерно потраченные суммы, пеню и штраф. Суд первой инстанции и апелляция посчитали меру ответственности завышенной.
Кассация признала обоснованным снижение санкции в 10 раз:
— фонд не доказал, что учреждение уже совершало аналогичное нарушение;
— уплата штрафа в полном объеме — значительные расходы для учреждения;
— больница использовала средства ОМС не для получения прибыли, а для оказания профильных услуг.
Аналогично в начале года АС Дальневосточного округа применил смягчающие обстоятельства и снизил размер штрафа в 3 раза. Он учел статус медучреждения, социально значимый вид деятельности, обстоятельства нарушения и степень вины.
Напомним, Закон об ОМС не предусматривает возможность учитывать смягчающие обстоятельства. Контролеры неоднократно оспаривали их применение судами, но безуспешно. Например, ВС РФ снижал размер санкции по таким смягчающим обстоятельствам:
— учреждение является некоммерческой организацией в социальной сфере;
— нарушение совершено впервые;
— медучреждение приобретало лекарства, чтобы исполнить санитарные правила и приказы Минздрава до поступления из регионального бюджета средств на эти цели.
Штраф иногда уменьшали до символической суммы — 1 тыс. руб.
Отметим, в прошлом месяце ВС РФ в очередной раз подтвердил возможность снижения санкции за нецелевое использование средств ОМС.
|
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.06.2021 по делу N А32-40243/2020
Документ включен в информационный банк: -АС Северо-Кавказского округа |
|
Для производителей подготовили требования к внедрению системы управления качеством медизделий |
Публичное обсуждение проходит документ, который будет регулировать, как производителям медизделий внедрять систему управления качеством продукции и поддерживать эту систему в актуальном состоянии. Если проект примут, новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.
Внедрить систему управления качеством медизделий в зависимости от класса потенциального риска их применения будут обязаны все производители, за исключением тех, которые выпускают медизделия класса 1 и нестерильные изделия класса 2а (п. 3 проекта требований). Напомним, что с 2022 года производство изделий, которые подлежат госрегистрации, а также тех, которые изготовлены по индивидуальным заказам пациентов, должно соответствовать требованиям к внедрению такой системы.
Производителям нужно будет разработать документированные требования к управлению рисками на всех этапах жизненного цикла медизделий, определить последовательность процессов, критерии и методы, которые необходимы для обеспечения результативности и др. (п. 8 проекта требований). Документацию системы управления качеством нужно оформить на бумаге и (или) на электронном носителе. Если ее составили на иностранном языке, то должен быть перевод на русский, заверенный в установленном порядке (п. 10 проекта требований).
|
Проект постановления Правительства РФ | |
Производство наркотических средств: хотят изменить список оборудования, находящегося на спецконтроле |
Предлагают с 1 марта 2022 года применять новый перечень инструментов и оборудования, которые находятся под специальным контролем и используются для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Обновят и правила производства, хранения, перевозки, отпуска, приобретения, использования, ввоза в Россию и вывоза из нее, уничтожения такого оборудования.
Проект заменит действующие перечень и правила. Публичное обсуждение документа закончится 10 августа.
Главное изменение проекта: в перечень не включили оборудование для наполнения ампул, их запайки, прессования таблеток. Разработчики документа пояснили, что это оборудование является частью производственной линии для выпуска лекарств в жидких и твердых формах. В то же время такое оборудование нельзя использовать без съемных инструментов, в частности игл наполнения, насосов и дозаторов или пресс-инструментов. Поэтому в новом списке оставили только инструменты, которые применяются с оборудованием для прессования таблеток или с оборудованием для наполнения и запайки ампул.
|
Проект постановления Правительства РФ | |
Кассация подтвердила: матпомощь по коллективному договору за счет средств ОМС — это «нецелевка» |
Медучреждение выплачивало матпомощь сотрудникам в связи со смертью близкого родственника, трудным финансовым положением работника, рождением детей. Выплаты предусмотрели в коллективном договоре и положении об оплате труда.
Поликлиника считала эти расходы зарплатой и отражала по подстатье 211 КОСГУ. Выплату она производила за счет средств ОМС.
ТФОМС счел расходы нецелевыми, суды его поддержали. Матпомощь является дополнительной социальной гарантией работникам, а не зарплатой. Суды отметили:
— данная выплата законом не определена;
— в тариф на оплату медпомощи она не включена;
— программой ОМС она также не установлена.
Тот факт, что медучреждение отразило расходы по подстатье 211 КОСГУ, не означает, что их можно оплачивать за счет ОМС.
|
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.07.2021 по делу N А03-10489/2019
Документ включен в информационный банк: -Арбитражный суд Западно-Сибирского округа |
|
Предлагаются правила инспектирования производства медицинских изделий на соответствие требованиям к внедрению, поддержанию и оценке системы управления качеством медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения |
Проект реализует требования Федерального закона от 30.04.2021 N 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьи 12 и 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Инспектирование производства проводится в следующих случаях: производство медицинских изделий, которые изготовлены по индивидуальным заказам пациентов, предназначенных для имплантации в тело человека; производство медицинских изделий, подлежащих государственной регистрации в случаях, требующих проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности.
Оценка системы управления качеством медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения проводится в формах первичного, периодического (планового) и внепланового инспектирования производства.
По результатам проведения оценки оформляется отчет об инспектировании производства.
Информация о выдаче (отказе в выдаче) отчета будет вноситься в реестр и размещаться на официальном сайте Росздравнадзора.
|
Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка организации и проведения инспектирования производства медицинских изделий на соответствие Требованиям к внедрению, поддержанию и оценке системы управления качеством медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения» | |
Утвержден перечень одурманивающих веществ в целях применения Федерального закона «Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации» |
Перечень включает: закись азота (оксид азота (I), динитрогена оксид); ксенон; смесь дифенгидрамина (димедрола) с этиловым спиртом (независимо от их концентрации); смесь доксиламина с этиловым спиртом (независимо от их концентрации).
|
Постановление Правительства РФ от 24.07.2021 N 1259 «Об утверждении перечня одурманивающих веществ»
Документ включен в информационный банк: -Российское законодательство (Версия Проф) |
|
ФАС сообщила, как госзаказчикам формировать документацию для закупки препарата «Ванкомицин» |
При описании объекта закупки заказчики указывают среди прочего лекарственную форму препарата, в т.ч. его эквивалентные формы. В реестре лекарств в рамках международного непатентованного наименования (МНН) «Ванкомицин» зарегистрированы препараты в следующих формах:
— порошок для приготовления раствора для инфузий;
— лиофилизат для приготовления этого раствора.
В России в рамках данного МНН есть препараты и в таких эквивалентных формах:
— порошок для приготовления раствора для инфузий и приема внутрь;
— порошок для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий и раствора для приема внутрь;
— лиофилизат для приготовления раствора для инфузий и приема внутрь.
ФАС сообщила, что в большинстве случаев применение всех лекарств в рамках МНН «Ванкомицин» предполагает внутривенное введение. Некоторые из них дополнительно могут применяться перорально.
Ведомство указало: нельзя закупать препараты с МНН «Ванкомицин» без указания возможности их поставки в эквивалентных формах. Речь идет о случаях, когда показания к применению и пути введения препаратов совпадают.
|
Письмо ФАС России от 08.06.2021 N ТН/46879/21
Письмо Минздрава России от 14.05.2021 N 20-3/963 (приложение к Письму ФАС России от 08.06.2021 N ТН/46879/21)
|
|
Предложены 28 индикативных показателей для федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения |
В перечне таких показателей:
количество проведенных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
общее количество проверок, по итогам которых выявлены правонарушения;
общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок;
общая сумма наложенных и взысканных административных штрафов;
количество решений, принятых судебными органами, об отмене результатов контрольных (надзорных) мероприятий.
Индикативные показатели формируются с учетом реализуемого риск-ориентированного подхода и используются при подготовке ежегодного доклада о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения.
|
Проект Приказа Минздрава России «Об утверждении Индикативных показателей для федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения» |