Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 26.07.2021 по 02.08.2021

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Хотят уточнить требования к заявке на участие в госзакупке с запретом на допуск иностранного ПО
Минцифры подготовило поправки к постановлению о запрете на допуск иностранного ПО.
Для подтверждения того, что товар не попадает под установленный запрет, участников обяжут указывать наименование программы и номер записи в реестре российского или евразийского ПО. Эти данные участники представят вместе с предложением в отношении объекта закупки (с. 1 проекта изменений).
При закупке работ (услуг) по пп. «в» и «г» п. 2 (1) постановления участники смогут подтвердить соответствие одним из способов (с. 1-2 проекта изменений):
— указать в заявке наименование программы, номер записи из реестра и (или) сведения о правах на нее, подлежащих передаче заказчику (иному лицу) по результатам исполнения контракта;
— отразить в ней информацию об отсутствии необходимости передавать ПО и (или) права на него по результатам исполнения контракта.
Планируется, что поправки заработают 1 марта 2022 года и будут действовать до 1 марта 2028 года (с. 2 проекта постановления).
Публичное обсуждение проекта завершается 20 августа.
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

ВС РФ: в контракте можно установить пени в большем размере, чем предусмотрено Законом N 44-ФЗ
Стороны заключили контракт. В нем предусмотрели пени в размере 1% от суммы контракта за каждый день просрочки исполнения обязательств поставщиком. Последний обратился в суд, чтобы признать такое условие ничтожным. Первая инстанция с ним согласилась: размер пеней в контракте выше их величины по Закону N 44-ФЗ. За каждый день просрочки пени должны составлять 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.
Апелляция и кассация решили, что условие о размере пеней большем, чем указано в Законе N 44-ФЗ, не противоречит законодательству и не является основанием для признания спорного условия недействительным.
В обоснование своей позиции они ссылались среди прочего на обзор судебной практики, который утвержден до изменения редакции ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ: до 12 мая 2019 года норма устанавливала только нижний предел ответственности подрядчика в виде пеней.
В обзоре судебная коллегия ВС РФ со ссылкой на норму ГК РФ о возможности увеличения размера неустойки решила, что пени в контракте можно определить выше, чем по Закону N 44-ФЗ. Поскольку эта норма ГК РФ до сих пор не менялась, выводы из обзора применимы и сейчас.
Кроме того, по законодательству о контрактной системе не запрещено устанавливать размер ответственности больше, чем предусмотрено. Однако его может снизить суд при наличии оснований по ГК РФ.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, в практике есть и противоположное мнение.
Определение ВС РФ от 13.07.2021 N 308-ЭС21-10726

Документ включен в информационный банк:

— Решения высших судов

ЦБ РФ повысил ключевую ставку
С 26 июля ключевую ставку увеличивают на 1 процентный пункт. Показатель достигнет 6,5%. Это повышение стало самым существенным с декабря 2014 года. Многие аналитики рассчитывали на столь решительные действия ЦБ РФ, хотя некоторые ждали более плавного роста. Все дело в высоком уровне инфляции.
По информации Минэкономразвития, темпы инфляции несколько замедлились, однако остаются еще очень высокими — 6,5% в годовом выражении. Этот показатель значительно превышает цель ЦБ РФ в 4%. Поскольку экономика, по различным оценкам, почти вышла на уровень, которого достигала до пандемии, сдерживание инфляции становится главной целью регулятора.
Возможно, из-за столь резкого повышения ключевой ставки банки скорректируют проценты по депозитам и кредитам. При этом продолжают расти число отказов в кредитах и общая сумма долга по кредитам, а значит, скорее всего, контроль за выдачей займов продолжат усиливать.
ЦБ РФ вернется к вопросу о ключевой ставке 10 сентября. Регулятор прогнозирует, что ее средний показатель до конца 2021 года будет в пределах 6,5% — 7,1%. Высокая инфляция заставляет ЦБ РФ идти на решительные шаги. Кроме того, экономическая ситуация в мире остается сложной. Вероятно, Банк России продолжит возвращение к нейтральной ставке.
Напомним, нейтральной называют ставку, которая не повышает и не сдерживает инфляцию. ЦБ РФ считает, что размер такой ставки равен уровню инфляции, увеличенному на 1 — 2 процентных пункта. Это долгосрочная нейтральная ставка. Краткосрочный показатель может быть иным. Банк России все еще стимулирует экономику с целью окончательного выхода из кризиса, поэтому ключевая ставка остается ниже нейтральной. При благоприятном развитии событий регулятор сможет сосредоточить усилия на уменьшении инфляции.
Информация Банка России от 23.07.2021

Документ включен в информационный банк:

— Российское законодательство (Версия Проф)

Постановление о минимальной доле госзакупок отечественных товаров предлагают применять чаще
С начала года действует постановление о минимальной доле закупок российских товаров и товаров из стран ЕАЭС. Его применяют в закупках с ограничением допуска.
Минцифры предложило распространить это постановление на все закупки отечественной продукции, в том числе поставляемой или используемой при выполнении работ, оказании услуг, в отношении которой правительство установило такие ограничения (с. 2 проекта изменений). По словам авторов, новшество позволит заказчикам учитывать закупки российских товаров у едпоставщика для достижения минимальной доли.
Особенности определения НМЦК скорректируют (с. 4 проекта изменений). Так, для ее обоснования рыночным методом ценовые запросы планируют направлять не субъектам промышленной сферы из ГИСП, а поставщикам товаров, которые включены:
— в реестр российской промпродукции и (или) реестр радиоэлектронной продукции (РЭП);
— в реестр евразийской промпродукции;
— в ГИСП.
Если в реестрах есть 1 или 2 подходящих предложения, то для расчета цены контракта надо использовать только их. При этом для обоснования цены в рамках квотирования нормативный метод планируют не применять.
Кроме того, предлагают уточнить механизм квотирования РЭП (с. 2 — 3 проекта изменений). Его хотят использовать при заключении контрактов на работы (услуги), при исполнении которых заказчику передается право владения и (или) пользования продукцией. Среди прочего это контракты на радиоэлектронные услуги по предоставлению доступа к службе облачных вычислений.
Новшества могут заработать уже 1 ноября (с. 1 проекта постановления).
Общественное обсуждение проекта завершается 2 августа.
Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

ФАС сообщила, как госзаказчикам формировать документацию для закупки препарата «Ванкомицин»
При описании объекта закупки заказчики указывают среди прочего лекарственную форму препарата, в т.ч. его эквивалентные формы. В реестре лекарств в рамках международного непатентованного наименования (МНН) «Ванкомицин» зарегистрированы препараты в следующих формах:
— порошок для приготовления раствора для инфузий;
— лиофилизат для приготовления этого раствора.
В России в рамках данного МНН есть препараты и в таких эквивалентных формах:
— порошок для приготовления раствора для инфузий и приема внутрь;
— порошок для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий и раствора для приема внутрь;
— лиофилизат для приготовления раствора для инфузий и приема внутрь.
ФАС сообщила, что в большинстве случаев применение всех лекарств в рамках МНН «Ванкомицин» предполагает внутривенное введение. Некоторые из них дополнительно могут применяться перорально.
Ведомство указало: нельзя закупать препараты с МНН «Ванкомицин» без указания возможности их поставки в эквивалентных формах. Речь идет о случаях, когда показания к применению и пути введения препаратов совпадают.
Письмо ФАС России от 08.06.2021 N ТН/46879/21
Письмо Минздрава России от 14.05.2021 N 20-3/963 (приложение к Письму ФАС России от 08.06.2021 N ТН/46879/21)
Заказчик вправе отказаться от принятия товара по муниципальному контракту, если его технические характеристики отличаются от указанных в контракте и товар не заменен в установленный срок, при этом в контракте необязательно упоминание о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств Поставщик, сославшись на форс-мажорные обстоятельства непреодолимой силы, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и последовавшими ограничениями международных поставок, осуществил поставку стоматологической установки, технические условия которой не соответствовали контракту и спецификации. Заказчик отказался от исполнения контракта. Поставщик обратился с иском о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от сделки. В удовлетворении требования отказано, поскольку товар не заменен. Отсутствие в муниципальном контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ. Ссылка поставщика на невозможность исполнения контракта ввиду распространения новой коронавирусной инфекции отклонена, так как указанное обстоятельство не было причиной принятия решения об одностороннем отказе от договора.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.07.2021 N Ф04-3930/2021 по делу N А81-7312/2020

Документ будет включен в информационный банк:

— Арбитражного суда Западно-Сибирского округа

Не допускается установление запрета в аукционной документации на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, если стоимость единицы товара составляет менее 100 000 рублей, суммарная стоимость закупаемых товаров — менее 1 000 000 рублей Организатор аукциона на поставку мягкого инвентаря (матраса) для обеспечения государственных и муниципальных нужд обратился с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о незаконности отстранения заявки участника, который не представил выписку из реестров российской или евразийской промышленной продукции с указанием информации о баллах за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации. В удовлетворении требования отказано. Несмотря на то, что закупаемый товар включен в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), запрещенных для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, учтен тот факт, что стоимость единицы товара (1 матрас) составляла менее 100 000 руб., суммарная стоимость закупаемых товаров составляла менее 1 000 000 руб. Следовательно, действия организатора аукциона по отклонению заявки участника не соответствовали закону.

 

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.07.2021 N Ф04-4171/2021 по делу N А45-25898/2020

Документ будет включен в информационный банк:

— Арбитражного суда Западно-Сибирского округа