Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 19.07.2021 по 26.07.2021

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Суды не дали госзаказчику взыскать неустойку за просрочку подписания приемочного документа
В контракте установлена ответственность подрядчика за несвоевременное исполнение обязательств. Заказчик среди прочего хотел взыскать с него неустойку за просрочку подписания итогового акта выполненных работ.
Суды сочли это незаконным:
— начисление неустойки за просрочку подписания итогового акта не основано на условиях контракта и нормах законодательства;
— в контракте предусмотрена ответственность за несвоевременное выполнение работ. Подписание итогового акта к ним не относится и является лишь основанием для проведения окончательного расчета по контракту;
— подписание итогового акта — это совместное действие заказчика и подрядчика. Его нельзя расценивать как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого можно начислить неустойку.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2021 N Ф05-12804/2021 по делу N А40-105727/2020 

Документ включен в информационный банк:
-Арбитражный суд Московского округа

Отмена конкурентной закупки возможна только по основаниям, которые есть в Законе N 223-ФЗ
Заказчик устранил нарушения в закупке по требованию контролеров и перенес процедуру подведения итогов на другое число. Однако потом отказался от ее проведения, поскольку требовалась корректировка техзадания. Он решил провести повторную процедуру.
Участник закупки с этим не согласился. Контролеры его не поддержали.
В суде участник требовал:
— признать его победителем;
— признать недействительным отказ заказчика от дальнейшего проведения закупочной процедуры и решение о повторной закупке;
— отменить протокол подведения итогов повторной закупки.
Заказчик пояснил, что действовал законно: в положении и документации о закупке есть возможность отказаться от процедуры на любом из этапов без материальной ответственности перед участниками. Кроме того, закупка является неконкурентной неторговой процедурой. Об этом тоже сказано в положении о закупке. Правила отмены закупки урегулированы в Законе N 223-ФЗ только для конкурентных процедур.
Первая инстанция поддержала заказчика: участие в закупке не гарантирует заключения договора, поскольку в положении о закупке есть право отказа от нее на любом этапе.
Апелляция частично изменила такое решение и признала отказ незаконным. Кассация с этим согласилась:
— способы закупки надо определять не произвольно, а с учетом принципов информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия необоснованных ограничений конкуренции среди участников;
— объявленная закупка отвечает всем критериям конкурентной процедуры. По Закону N 223-ФЗ ее можно отменить в двух случаях: до момента окончания срока подачи заявок или по истечении срока отмены закупки и до заключения договора при обстоятельствах непреодолимой силы;
— заказчик незаконно установил в положении возможность отказа от конкурентной закупки на любом этапе. Кроме того, он предусмотрел право прекратить процедуру, если лучшее предложение не устроит заказчика;
— необходимость корректировки техзадания не является обстоятельством непреодолимой силы;
— последующая закупка идентична начальной, поскольку внесенные в нее изменения незначительны;
— отказ от проведения изначальной процедуры указывает на намерение заказчика заключить договор с конкретным победителем (что и произошло впоследствии).
Отметим, в практике есть примеры как с аналогичным, так и с противоположным подходом.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.06.2021 N Ф03-2013/2021 по делу N А51-6038/2020 

Документ включен в информационный банк:
-Арбитражный суд Дальневосточного округа

УФАС: победитель вовремя не внес обеспечение госконтракта из-за больничного — оснований для РНП нет
Победитель своевременно подписал контракт, однако опоздал внести его обеспечение.
Заказчик признал его уклонившимся и сообщил об этом в антимонопольный орган.
Победитель пояснил, что уклоняться не хотел:
— контракт подписан вовремя;
— обеспечение хоть и с просрочкой, но внесено. Просрочка произошла из-за того, что ответственный за эту операцию сотрудник находился на больничном. У замещающего работника, который допустил просрочку, нет опыта заключения контракта;
— победитель ведет свою деятельность более 20 лет. Все контракты он исполнял своевременно и без замечаний.
Контролеры не нашли оснований для РНП.
Такую же позицию при сходных обстоятельствах занимают, в частности, УльяновскоеКемеровскоеОренбургское УФАС.
Однако есть и противоположное мнение.
Решение Бурятского УФАС России от 29.06.2021 N 003/06/104-638/2021 Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. 

Документ включен в информационный банк:
-Практика антимонопольной службы

Требование к минимальной цене и сроку исполнения контракта для оценки опыта в госзакупке незаконно
Для оценки квалификации участников конкурса по показателю «опыт» заказчик требовал представить копии контрактов или договоров по предмету закупки, успешно исполненных в период с 1 января 2018 года до момента окончания срока подачи заявок (далее — контракты). Стоимость каждого из них должна составлять не менее 100% от НМЦК.
Один из участников пожаловался, что заказчик неправильно установил порядок оценки заявок.
Контролеры с этим согласились:
— требование к минимальной цене контракта незаконно, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса;
— условие о том, что для оценки принимаются копии контрактов, которые исполнены в период с 1 января 2018 года до даты окончания срока подачи заявок, может ограничить участников закупки с опытом исполнения контрактов ранее указанного срока.
В практике есть примеры как с аналогичным, так и с противоположным подходом.
Решение ФАС России от 01.06.2021 по делу N 21/44/105/863 Суть жалобы: Заказчиком, уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен в конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по показателю «Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»…

Документ включен в информационный банк:
-Практика антимонопольной службы

В каком формате отражать адрес места жительства в заявке на участие в госзакупке
Заявку участника электронного аукциона — ИП отклонили за непредставление информации о месте жительства. Во второй ее части сведения указаны так: «Тюменская, Тюмень». К ней прилагались копия паспорта, анкета участника с данными о его регистрации, адресе регистрации ИП, фактическом адресе местонахождения.
Контролеры признали отклонение незаконным, поскольку из документов в составе заявки заказчик мог установить место жительства участника закупки.
Суды отменили такое решение:
— сведения о почтовом адресе и адресе места жительства физлица надо указывать во второй части заявки независимо от того, есть ли они в приложениях к заявке или нет;
— место жительства — это жилое помещение, в котором гражданин среди прочего зарегистрирован. Во второй части заявки надо указывать адрес регистрации по паспорту в формате: город проживания, улица, номер дома и квартиры/комнаты (при наличии). При этом место жительства и почтовый адрес участника могут различаться;
— довод о том, что по документам можно определить адрес места жительства, несостоятелен, поскольку в первую очередь вторые части рассматривают на предмет их содержания и заполнения всех граф заявки в соответствии с документацией. По ее условиям требовалось указать адрес места жительства для физлица. Если адрес указан с ошибкой или его вовсе нет, значит, заявка не соответствует требованиям документации. Обязанности искать данные о нем в других источниках нет;
— довод о том, что адрес места жительства участник указывал при регистрации в ЕИС/ЕРУЗ и эти данные торговая площадка сформировала для заявки автоматически, несостоятелен, поскольку именно участник предоставляет информацию для регистрации в системе. Значит, он изначально дал недостоверные сведения.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Определение Верховного Суда РФ от 08.07.2021 N 303-ЭС21-10390 по делу N А51-5362/2020 

Документ включен в информационный банк:
-Решения по конкретным делам